Earth curvature of space2 curvature of space1


База задач ФизМатБанк



 78110. Указать знак заряда шара (рис. ).
 78111. Расположить острие, соединенное с одним из кондукторов электрофорной машины, на расстоянии 3 см от поверхности среза картофельного клубня, который предварительно смочить 2 %-ным раствором йодистого калия, и соединить с другим кондуктором (рис. ). Почему после включения тока на поверхности среза появляется синее пятно?
 78112. В электрическом поле между пластинами раздвижного конденсатора, присоединенного к полюсам действующей электрофорной машины, поместить «колесо Франклина» (рис. ). Оно начнет вращаться. Объяснить явление.
 78113. Электрический маятник. Между двумя вертикально установленными металлическими пластинками, из которых одна изолирована и соединена проволокой с кондуктором электрофорной машины, подвесить на шелковой нити маленький пробочный шарик (рис. ). При вращении дисков машины шарик колеблется между пластинками. Объяснить явление.
 78114. К шарикам кондукторов электрофорной машины привязать две тонкие стеклянные трубки (рис. ), которые образуют горизонтальные «рельсы». Положить на них легкий целлулоидный шарик от настольного тенниса, покрытый проводящей бронзовой краской. Медленно вращать диски электрофорной машины. Шарик будет перекатываться взад и вперед между кондукторами. Объяснить явление.
 78115. Электрическая «пляска». На две парафиновые свечи, лежащие на столе, положить кусок жести размером 400 x 200 мм и соединить его с кондуктором электрофорной машины. Между крышкой стола и жестью положить пять вырезанных из бумаги человечков. При вращении дисков машины человечки начинают прыгать (рис. ). Объяснить явление.
 78116. На парафиновую пластинку поставить кольцо из жести (d = 3 см, h = 5 см), на которое подвесить загнутым кончиком бумажный листочек. Кольцо наэлектризовать, проводя по нему заряженной эбонитовой палочкой. При этом листочек отклонится от кольца (рис. ). Поднести к кольцу заряженную эбонитовую палочку сначала со стороны листочка, затем с противоположной стороны. В первом случае угол отклонения листочка уменьшится, во втором — увеличится. Объяснить явление.
 78117. Если к заряженному кольцу (см. предыдущую задачу) поднести на расстоянии 10 см зажженную спичку, то листочек опустится. Объяснить явление.
 78118. Обернуть кусочками бумаги шарики полюсов электрофорной машины, обвязав бумажки проволокой в том месте, где шарики соединяются со стержнем. Далее зажечь свечу и подождать, когда ее пламя будет коптить. Раздвинуть полюсы машины так, чтобы между ними не проскакивала искра. Вращая диски машины, поднести свечу поочередно к обоим ее полюсам. Копотью покроется только отрицательный полюс машины. (Знак заряда на полюсе можно проверить электроскопом.) Объяснить явление.
 78119. Как с помощью пламени свечи определить знак заряда пластин раздвижного конденсатора, соединенных с полюсами действующей электрофорной машины?
 78120. К кондукторам электрофорной машины (рис. ) присоединить два шарообразных изолированных проводника A и В, расположенных на расстоянии 20 см друг от друга. Между ними поместить на изолирующей подставке парафиновую палочку С длиной 10 - 12 см и толщиной 1 см с закругленными концами. Между проводником В и палочкой С, ближе к последней, подвесить на шелковой нити короткую бумажную гильзу D длиной 1 см. При работе машины гильза D притянется к палочке и останется неподвижной. Повторить опыт, заменив палочку С такой же, обернутой станиолем деревянной палочкой. При работе машины гильза D будет колебаться между палочкой С и проводником В. Объяснить явление.
 78121. Два проводника заряжены положительно: первый — до потенциала 100 В, а второй — до потенциала 50 В. Будут ли заряды переходить с первого проводника на второй, если привести проводники в соприкосновение?
 78122. Металлическое тело с поверхностью неодинаковой кривизны (рис. ) соединить проводником с кондуктором электрофорной машины. Равномерно вращать ее диски на протяжении всего опыта. Небольшую неоновую лампочку, цоколь которой заземлен, перемещать по линии, указанной на рисунке пунктиром, на расстоянии 1 - 2 см от поверхности проводника. Около выступающих участков проводника лампочка будет светиться ярче, чем около остальных. Если перемещать лампочку, касаясь нижним контактом на ее цоколе поверхности проводника, то в любой точке, в том числе и у острия, свечение будет одинаковым. Объяснить явление.
 78123. Проект вечного двигателя. В сообщающиеся сосуды налит керосин (рис. ). Одно колено сосуда помещают в сильное электростатическое поле между обкладками конденсатора, за счет чего уровень керосина в этом колене выше, чем в другом. Через два блока перекинута цепочка из шариков, плотность материала которых меньше плотности керосина. Так, как в левом колене больше шариков погружено в керосин, то цепочка, по мысли изобретателя, должна непрерывно вращаться. Почему же в действительности она не вращается?
 78124. Наклеить на эбонитовую пластинку две полоски фольги, между которыми оставить промежуток в 4 - 5 мм. В этом промежутке насыпать кучку ликоподия (рис. ). С помощью клемм подключить полоски фольги к электрофорной машине и привести ее в действие. Порошок ликоподия взлетит желтым облачком. Объяснить явление.
 78125. К диску, надетому на стержень электрометра, привязать проволокой полоску бумаги размером 200 х 600 мм, сложенную гармоникой. Зарядить электрометр. Растянуть полоску с помощью привязанной к ней шелковой нити (рис. ). Угол отклонения стрелки электрометра уменьшится. Отпуская нить, снова сложить полоску. Угол отклонения стрелки примет прежнее значение. Объяснить явление.
 78126. Имеют ли электростатические явления какое-нибудь практическое значение, ведь силы взаимодействия наэлектризованных тел очень малы?
 78127. Какие ошибки допущены при составлении электрической цепи, схема которой изображена на рисунке .
 78128. Имеются два одинаковых аккумулятора (рис. , а - г). Каким способом соединены аккумуляторы и что покажут вольтметры при замыкании ключа? ЭДС одного аккумулятора равна Е.
 78129. Каково показание стрелки амперметра, включенного в электрическую цепь (рис. )? Напряжение между точками а и b равно 1 В.
 78130. Вычислить сопротивление контура, изображенного на рисунке .
 78131. Через проволочный куб течет ток (рис. , а). Каждое ребро куба имеет сопротивление R. Найти полное сопротивление куба.
 78132. Определить полное сопротивление проволочной фигуры в виде квадрата с диагоналями, включенной в цепь так, как показано на рисунке ,а.
 78133. Две спирали сопротивлением 1 и 2 Ом и прямоугольную металлическую пластинку сопротивлением 1 Ом включили в электрическую цепь (рис. , а). Затем пластинку разрезали вдоль на две одинаковые части и снова включили в цепь (рис. , б). Изменилось ли полное сопротивление цепи? Ответ подтвердить расчетом.
 78134. Собрать цепь по схеме, изображенной на рисунке , R1 и R2 — штепсельные реостаты. Обратить внимание на показания вольтметров. После этого шкалы обоих вольтметров закрыть экраном и увеличить сопротивление R2. Изменились или нет при этом показания вольтметров, и если изменились, то как? После ответа экран убрать и наблюдать за показаниями вольтметров.
 78135. Объяснить действие электрической цепи, позволяющей с обоих концов длинного коридора включать и выключать электрическую лампу, висящую на его середине (рис. ). Провода от источника электрического тока присоединены к точкам а и b.
 78136. На рисунке дана схема звонковой цепи для связи между двумя пунктами. Нажатие кнопки в любом из пунктов вызывает действие звонка в другом пункте. Объяснить действие такой цепи.
 78137. Разобраться в действии дистанционного указателя уровня воды в резервуаре (рис. ).
 78138. Три одинаковые электролампы включить в электрическую цепь так, как это показано на рисунке Одинаков ли будет их накал, если замкнуть цепь? Ответ проверить опытом.
 78139. Две электрические лампы мощностью 25 и 200 Вт включить последовательно в электрическую цепь. Какая из ламп будет гореть ярче при замыкании цепи? Ответ проверить опытом.
 78140. Три электрические лампы мощностью 50, 50 и 100 Вт, рассчитанные на напряжение 110 В, нужно включить в сеть с напряжением 220 В так, чтобы они горели с нормальным накалом. По какой схеме это можно сделать?
 78141. Как изменится теплоотдача электроплитки, если укоротить ее спираль?
 78142. В каком из трех сопротивлений (рис. ) при протекании тока выделится большее количество теплоты?
 78143. Как устроить автоматический сигнализатор, который: 1) осветил бы панель с пробками (рис. ) при перегорании одной или двух пробок; 2) указал бы, какая пробка перегорела; 3) дал бы возможность выяснить, существует ли еще в цепи короткое замыкание или оно было кратковременным?
 78144. Ток силой 1 А проходит через электролит, причем ежесекундно положительные ионы переносят к катоду положительный заряд величиной 0,5 К, отрицательные — к аноду отрицательный заряд 0,5 К. Какому заряду соответствует количество веществ, выделившихся в 1 с на электродах?
 78145. Взять две цинковые прямоугольные пластинки размерами 60 x 30 x 0,5 мм и сделать из них две коробочки а высотой 7 мм. К середине дна каждой коробочки припаять концы медной проволоки диаметром 1 мм и длиной 150 мм, а к середине самой проволоки — железный стержень b длиной 20 мм и сечением 1 мм (рис. ). Другой конец припаять к колпачку угольного электрода с от использованной батарейки, который предварительно укоротить до 25 мм. Изготовленный электрод осторожно опустить на поверхность слабого водного раствора серной кислоты с примесью двухромовокислого калия, налитого в стеклянную ванночку. Под середину ванночки положить полосовой магнит, а над ней — другой полосовой магнит разноименным с первым магнитом полюсом. Электрод будет вращаться. Объяснить явление.
 78146. В кристаллизатор налить раствор медного купороса и опустить в него металлическое кольцо, а в центре укрепить металлический стержень (рис. ). Кристаллизатор поставить на полюс сильного электромагнита (можно использовать катушку на 110 В универсального трансформатора). Через обмотку электромагнита пропустить электрический ток напряжением 6 - 8 В. Стержень и кольцо включить в цепь источника постоянного тока напряжением 6 - 8 В. При замыкании цепи раствор начнет вращаться, что будет видно по плавающей в нем пробке. Объяснить явление.
 78147. Катушку от школьного разборного трансформатора на 220 В, надетую на железный сердечник, установить вертикально. Над катушкой на деревянных штативах укрепить два горизонтально расположенных угольных стержня, которые включить в сеть через водяной реостат. Между стержнями зажечь электрическую дугу (рис. ). При пропускании тока через катушку дуга гаснет. Объяснить явление.
 78148. Бегущий дуговой разряд. Из проволоки толщиной 2 - 3 мм изготовить электроды в виде рогов длиной 12 см каждый (рис. ). В нижней части расстояние между электродами равно 2 см, а в верхней части — 4 - 5 см. Клеммы электродов присоединить к полюсам вторичной обмотки высоковольтного индуктора. При разряде катушки в узком месте рогового разрядника возникнет небольшая дуга, которая будет скользить вверх и там погаснет, затем возникнет вторая дуга и т. д. Объяснить явление.
 78149. Стеклянная трубка 1, в которую вставлены два электрода из алюминиевой проволоки, соединена с колбой 2 и пробиркой 3 (рис. ). Вскипятить воду в колбе и, приведя в действие индукционную катушку 4, непрерывно пропускать искровой разряд между электродами. В пробирку 3, вытесняя из нее воду, будет поступать газ. После получения достаточного количества газа в пробирке 3 зажать пробирку пальцем, вынуть ее из воды и зажечь газ спичкой. Газ воспламенится, это явление будет сопровождаться характерным звуком. Объяснить явление. Какой практический вывод можно сделать из опыта?
 78150. Продемонстрировать прибор, состоящий из стекла, на котором наклеены полоски фольги. Подключить прибор к полюсам электрофорной машины. Вращать диски машины. На стекле обозначится светящийся контур цветка. Объяснить появление этого контура.
 78151. Изготовить прибор (рис. ), состоящий из квадратной дощечки 1, в которой укреплены две группы проволочек 2, а посредине между ними находится железная трубочка 3. Проволочки 2 присоединить к высоковольтному индуктору и накрыть химическим стаканом. В железную трубочку 3 вставить кусочек киноленты и поджечь снизу. Стакан наполнится дымом. После включения индуктора дым исчезнет. (Во время опыта надо следить, чтобы между электродами не проскакивали искры.) Объяснить явление. Можно ли использовать это явление в практике?
 78152. Баллон пустотной лампы обернуть фольгой, к которой присоединить конец тонкой проволоки, второй конец соединить со стержнем электроскопа (рис. ). Зарядить электроскоп с помощью стеклянной палочки положительно. Включить лампу в сеть, после чего листочки электроскопа опустятся. Затем электроскоп зарядить с помощью эбонитовой палочки отрицательно. При включении лампы листочки электроскопа не опадут. Объяснить явление.
 78153. Показать электрическую цепь (рис. ), в которую последовательно включены: кусок антрацита, зажатый между двумя латунными пластинками, электролампа с отпиленным баллоном, гальванометр, реостат и аккумулятор. Подобрать напряжение питания так, чтобы стрелка гальванометра отклонялась на 3 - 4 деления. Нагреть пламенем спиртовки сначала вольфрамовую нить лампы, затем антрацит. В первом случае отклонение стрелки гальванометра уменьшится, во втором — увеличится. Объяснить явление.
 78154. Продемонстрировать прибор, представляющий собой широкогорлую колбу, закрытую резиновой пробкой (рис. ). В верхней части колбы находится спираль сопротивлением 2 - З Ом, в нижней — достаточно чувствительное термосопротивление. Спираль присоединена к батарее аккумуляторов на 6 В, а термосопротивление (термистор) через гальванометр и реостат — к батарее элементов или аккумуляторов напряжением 3 - 4 В. При замыкании ключа стрелка гальванометра отклоняется на 1 - 2 деления. Перевернуть колбу вверх дном — угол отклонения стрелки гальванометра увеличивается. Объяснить явление.
 78155. Продемонстрировать установку, изображенную на рисунке , представляющую собой воздушный колокол, под которым укреплен термистор. Полюсы термистора присоединить с помощью потенциометра к источнику тока напряжением 3 - 4 В. При замыкании ключа стрелка гальванометра отклоняется. Из-под колокола насосом Комовского откачать воздух — угол отклонения стрелки гальванометра уменьшается. Впустить под колокол воздух — угол отклонения стрелки увеличивается. Объяснить явление.
 78156. В электротехнике встречается много схем, в которых лампы накаливания включают последовательно, например в сигнализации. В таких цепях при перегорании одной из ламп не горят и все остальные. Чтобы при неисправности одной лампы остальные продолжали гореть, параллельно им включают термосопротивления (рис. ). Объяснить действие этой схемы.
 78157. Опыт А. А. Эйхенвальда. В опыте приводили в быстрое вращение эбонитовый диск, на котором наклеена станиолевая полоска, заряженная отрицательно (рис. ). При этом подвешенная над диском магнитная стрелка отклонялась. 1. О чем свидетельствует опыт А. А. Эйхенвальда? 2. В какую сторону отклоняется магнитная стрелка, если диск вращается по часовой стрелке?
 78158. Прямолинейный проводник с током l расположен на оси кругового тока l1 (рис. , а). Найти силу взаимодействия этих двух токов.
 78159. Как известно, два параллельных проводника с током одинакового направления притягиваются. Почему же два параллельных пучка катодных лучей одинакового направления отталкиваются, ведь катодные лучи тоже являются током?
 78160. Над стрелкой компаса расположить прямой однослойный соленоид так, чтобы его ось составляла с осью стрелки угол около 20° (рис. ). Длина соленоида должна быть в 4 - 5 раз больше длины стрелки. Повернется ли стрелка и в какую сторону, если через соленоид пропустить электрический ток? (Сила тока должна быть 2 - 3 А.) Ответ проверить опытом.
 78161. Внутрь соленоида, обтекаемого постоянным током силой 2 - 3 А, ввести часть полосового магнита, который может свободно скользить по проволоке, протянутой внутри соленоида. Взаимное расположение полюсов магнита и соленоида показано на рисунке В каком направлении будет двигаться магнит из положения, указанного на рисунке?
 78162. Между двумя подставками подвесить полоску фольги в виде свободно свисающей петли (рис. ). Пропустить через нее кратковременный постоянный ток силой 1 - 2 А. Металлическая лента отклоняется. При включении тока обратного направления она отклоняется в противоположную сторону. Объяснить явление.
 78163. Один конец железной проволоки длиной 50 см привязать к стойке, а другой — к губке тисков (рис. ). Под серединой проволоки поместить электромагнит, питаемый переменным током. Вращая рукоятку тисков, постепенно увеличивать натяжение проволоки. В некоторый момент проволока начинает сильно вибрировать. Объяснить явление.
 78164. Пляска» алюминиевой ленты. Ленту из алюминиевой фольги положить на стол под четырьмя подковообразными магнитами (рис. ) и включить в цепь постоянного тока через переключатель. Быстро переключать направление тока. Лента придет в движение, периодически изменяя свою форму так, как это указано на рисунках , а и б. Объяснить явление. В каком направлении идет ток в моменты, соответствующие рисункам , а и б?
 78165. Диск Барлоу» представляет собой диск из латуни, который может свободно поворачиваться на подшипниках, находясь в межполюсном пространстве постоянного магнита. Нижняя часть диска погружена в желоб, наполненный ртутью. Ток от аккумулятора подводится через подшипник по оси к диску и затем направляется по диску и через ртуть обратно. Если замкнуть цепь, то диск будет вращаться. Объяснить опыт. В какую сторону будет вращаться диск, если ток течет в направлении, показанном на рисунке ? Ответ проверить опытом.
 78166. В рассказе инженера Ю. Моралевича «Трудный экзамен» выдвигается идея электромагнитного двигателя для корабля, у которого нет ни винтов, ни руля. В днище корабля вровень с его поверхностью заделаны ряды круглых контактов. К одному ряду подключен положительный полюс источника напряжения, к другому ряду — отрицательный полюс, благодаря чему по морской воде от одного ряда к другому идет постоянный ток, т. е. между ними получается как бы множество коротких проводников с током (рис. ). Внутри корпуса судна, в его двойном дне, установлены между рядами контактов ряды электромагнитов, в магнитном поле которых эти водяные проводники приходят в движение: поток воды отбрасывается назад, а корабль движется вперед. Верна ли идея такого корабля с научной точки зрения? Как заставить корабль повернуться, ведь руля у него нет? Целесообразно ли с практической точки зрения устройство такого корабля?
 78167. Парадокс высоковольтного генератора. Подключить к телефонному индуктору лампу накаливания на 127 В мощностью 15 Вт (рис. ). Лампа светится. Повторить опыт с лампочкой от карманного фонаря; лампочка не загорается. Показать, что от батарейки с напряжением на 3,5 В она горит полным накалом. Объяснить явление.
 78168. Подскакивающее кольцо. В небольшой картонной коробке поместить катушку Томсона так, чтобы был виден только выходящий наружу ее железный сердечник (рис. ). Около сердечника на крышке коробки укрепить две изолированные друг от друга медные пластинки. Пластинку а соединить проволокой с одной из клемм обмотки катушки. Другую клемму и пластинку b соединить с источником переменного напряжения на 220 или 127 В. Если на сердечник надеть медное кольцо, то оно будет периодически подскакивать. Объяснить опыт.
 78169. Возникает ли индукционный ток в прямоугольном и в форме трапеции контурах (рис. ) при их поступательном перемещении в однородном магнитном поле?
 78170. Вращающийся в постоянном магнитном поле латунный диск (рис. ), связан посредством скользящих контактов A и О с неподвижным проводником АВСО. Будет ли индуцирован ток в этом проводнике? Если да, то как он направлен?
 78171. Мимо полюса полосового магнита с постоянной скоростью движется медное кольцо, плоскость которого перпендикулярна к оси магнита. Будет ли в этом кольце индуцироваться электрический ток?
 78172. Подковообразный магнит укрепить на центробежной машине и между его полюсами свободно подвесить медное кольцо (рис. ). При вращении магнита кольцо начинает вращаться в ту же сторону. Опыт повторить с точно таким же, но разрезанным кольцом, которое не будет вращаться. Объяснить явление.
 78173. Составить электрическую цепь из последовательно соединенных: источника тока, подковообразного электромагнита, реостата со скользящим контактом, лампы карманного фонаря и выключателя. Установить реостатом такую силу тока, чтобы лампа горела в полнакала. Если последовательно замыкать и размыкать железный якорь электромагнита, то накал лампы в первом случае уменьшается, а во втором — увеличивается. Объяснить явление.
 78174. На сердечнике школьного трансформатора оставить одну катушку на 220 В и включить ее в цепь батареи аккумуляторов на 6 В. Параллельно катушке включить неоновую лампу на 220 В (рис. ). При размыкании ключа неоновая лампа на мгновение вспыхивает. Объяснить явление.
 78175. Собрать цепь по схеме, изображенной на рисунке (L — катушка от школьного трансформатора на 220 В, надетая на сердечник, В — батарея элементов на 6 В, М — лампа карманного фонаря, N — неоновая лампа). При замыкании цепи ключом звонит звонок и горит неоновая лампа; лампа накаливания не горит. Если отключить звонок, то лампа накаливания горит, а неоновая не горит. Объяснить явление.
 78176. Противоэлектродвижущая сила электродвигателя. В цепь небольшого электродвигателя последовательно с ним включить электрическую лампу мощностью примерно равной мощности электродвигателя. В момент включения двигателя в цепь лампа загорается, а затем быстро гаснет. Объяснить явление.
 78177. Концы проволочной катушки соединить с клеммами демонстрационного гальванометра. Предложить участникам викторины с помощью правила Ленца определить направление тока, возникающего в контуре при введении в катушку северного полюса полосового магнита. Предварительно при помощи элемента установить, в какую сторону отклоняется стрелка гальванометра в зависимости от направления тока. На катушке надо бумажной стрелкой показать направление намотки витков, чтобы можно было определить направление тока в обмотке. Ответ проверить опытом. Одному из участников викторины дать завернутый в бумагу полосовой магнит. Предложить определить с помощью приборов, описанных выше, вносимый в катушку полюс магнита. Правильность ответа проверить, сняв с магнита бумагу.
 78178. Над катушкой Томсона подвесить на трех тонких резинках другую катушку примерно из 500 витков, замкнутую накоротко. Соединить катушку Томсона с источником переменного тока соответствующего напряжения. Подвешенная катушка оттолкнется. Замкнуть ее концы на конденсатор емкостью 10 - 20 мкФ. Повторить опыт — она притянется. Объяснить явление.
 78179. Из квадратных (20 x 20 мм) тонких листочков красной меди изготовить кубик. Для этого между медными листочками проложить такие же бумажные, пропитанные шеллаковым лаком, полученную стопку сильно сжать тисками и просушить в теплом месте. Кубик снабдить двумя ушками так, чтобы при подвешивании за одно ушко А листочки располагались в вертикальней плоскости, а за другое В — в горизонтальной (рис. , а). Подвесить кубик на нитке за ушко А между полюсами электромагнита, закрутить нитку и отпустить. Повторить опыт, подвесив кубик за ушко В. В первом случае наблюдается тормозящее действие, а во втором нить свободно раскручивается. Объяснить явление.
 78180. Из универсального трансформатора собрать электромагнит, для чего обмотки катушек на 120 и 220 В соединить параллельно и включить в цепь переменного тока напряжением 120 В. Снабдить электромагнит полюсными наконечниками. В пространство между полюсами магнита вносить по очереди покрытые воском и разрезанные на части диски (рис. ) (детали дисков сделаны из металлической пластинки и наклеены клеем БФ-2 на кружки плотной бумаги). Быстрое плавление воска наблюдается только на диске, состоящем из концентрических колец. Объяснить явление.
 78181. Нагревание ферромагнетика при циклическом перемагничивании. Внутрь катушки от универсального трансформатора, рассчитанной на напряжение 220 В, ввести одинаковые по форме медный и железный стержни длиной 15 - 20 см и диаметром 15 - 20 мм. С помощью воска на стержнях на одинаковой высоте укрепить 2 - 3 спички (рис. ). Включив через реостат переменный ток безопасной для катушки величины, можно заметить, как через некоторое время спички на железном стержне отпадут, а на медном останутся в покое. Объяснить явление.
 78182. В сеть переменного напряжения величиной 220 В включить первичную обмотку школьного трансформатора, рассчитанную на это напряжение. Последовательно с этой обмоткой соединить электролампу на 100 Вт. Во вторичную обмотку (на 12 В) включить параллельно несколько ламп на 12 В (рис. ). Пока вторичная обмотка разомкнута, большая лампа не горит. По мере включения малых ламп во вторичную обмотку накал нити большой лампы увеличивается. Объяснить явление.
 78183. Две одинаковые катушки на 220 В от школьного трансформатора надеть на сердечник и включить последовательно с лампой мощностью 200 Вт в сеть переменного тока. Лампа гореть не будет. Отключив ток, поменять местами концы проводов, присоединенных к клеммам одной из катушек. Включить ток; лампа загорится. Объяснить явление.
 78184. Лампу на 200 Вт включить в цепь переменного тока последовательно с катушкой на 220 В из набора к школьному трансформатору, которую надеть на разомкнутый железный сердечник (рис ). Замкнуть сердечник. Лампа погаснет. Объяснить явление.
 78185. Однофазный электродвигатель. На железный сердечник от школьного трансформатора надеть две катушки — на 220 и 12 В. Над катушками подвесить на нити алюминиевый диск (рис. ). Катушку на 220 В включить в сеть переменного тока. Если обмотку другой катушки замкнуть ключом накоротко, то диск начинает быстро вращаться. Объяснить явление.
 78186. Взять две катушки, каждая из которых замкнута на низковольтную лампочку. Катушка n1 состоит из одного витка, катушка n2 — из нескольких десятков витков. Катушку n1 поднести к первичной катушке действующего трансформатора Тесла, катушку n2 надеть на сердечник действующего трансформатора Томсона (рис. ). Обе лампочки будут гореть. Поменять местами катушки. Обе лампочки гореть не будут. Объяснить явление.
 78187. В непосредственной близости друг от друга расположены электрически заряженный шар (имеет вокруг себя электрическое поле) и постоянный магнит (имеет около себя магнитное поле). Можно ли сказать, что в окружающем пространстве существует электромагнитное поле?
 78188. Составить электрическую цепь из последовательно включенных батареи элементов напряжением 3 - 4 В, звонка, ключа и металлической цепочки длиной 30 - 40 см (например, от часов-ходиков). Один конец цепочки жестко прикрепить к стойке, а другой — перебросить через блок и нагрузить гирей. Параллельно цепочке на расстоянии нескольких сантиметров от нее установить горизонтально стержни электрофорной машины (рис. ). При проскакивании искры между стержнями и при замкнутом ключе в цепи звонка последний начинает звонить. Перед повторением опыта разомкнуть ключ, слегка постучать по цепочке и снова замкнуть цепь ключом. Объяснить явление.
 78189. Металлический изолятор. Электролампу на 3,5 В укрепить на металлической стойке высотой 70 см из изогнутой в виде дуги медной проволоки толщиной около 5 мм (рис. , а). Будет ли гореть лампа, если к клеммам m и n подключить источник напряжения, ведь медная дуга замыкает лампу накоротко?
 78190. Вторичную катушку действующего трансформатора Тесла накрыть тонкостенным химическим стаканом и приблизить к нему металлический стержень. Разряд происходит так же, как и без стакана, который остается неповрежденным, что можно проверить, наливая в него воду. Объяснить явление.
 78191. Встать на столик с изолирующими ножками и взять правой рукой неоновую лампочку за ее цоколь, а в левую руку какой-нибудь металлический предмет. Коснуться металлическим предметом шарика вторичной катушки действующего трансформатора Тесла, а металлический контакт лампочки приложить ко лбу стоящего на полу человека. При этом лампочка загорится. Объяснить явление.
 78192. Собрать установку (рис. ), где А — школьный генератор УВЧ; В — приемный диполь с лампочкой; С — металлический стержень, параллельный диполю В. Привести в действие генератор А и, изменяя длину диполя В, добиться, чтобы лампочка горела. Медленно издали приближать стержень С к диполю В. Лампочка будет периодически вспыхивать и гаснуть. Объяснить явление. Как с помощью этого опыта определить длину электромагнитной волны, излучаемой генератором A?
 78193. С помощью двух маленьких лампочек от карманного фонаря и картонной звезды, насаженной на спицу, получить на экране две тени. Как расположить эти предметы, чтобы при вращении звезды две ее тени вращались в противоположные стороны?
 78194. Осветить горящую свечу мощной электрической лампой. На белом экране появится не только тень от свечи, но и тень от пламени. Объяснить, каким образом источник света (пламя) может давать собственную тень.
 78195. На рисунке , а изображен предмет, отражающийся в воде (изображение показано пунктиром). Будет ли помещенный в воде предмет отражаться в воздухе?
 78196. Можно ли осветить фонарем изображение предмета в зеркале (рис. , а), ведь никакого реального предмета А1 за зеркалом нет?
 78197. Два плоских зеркала образуют прямой двугранный угол (рис. ). Доказать, что при двойном отражении луча света, лежащего в плоскости, перпендикулярной ребру этого двугранного угла, падающий и отраженный лучи всегда параллельны.
 78198. Показать ручное зеркало, сделанное из двух прямоугольных зеркал, укрепленных в прямоугольной оправе под прямым углом друг к другу (рис. ). В таком зеркале зрители увидят себя перевернутыми вверх ногами. Повернуть зеркало на 90°. Изображение повернется на 180°. Объяснить явление.
 78199. Показать два прямоугольных зеркала, укрепленных между двумя треугольными деревянными пластинками под углом 72°, амальгамой наружу. При вдвигании между зеркалами карандаша или пальца можно видеть, как пять карандашей или пальцев одновременно вдвигаются с разных сторон и наконец сходятся в центре. Объяснить явление.
 78200. На столе поставить зеркало и положить перед ним лист бумаги. Вызвать одного из участников викторины и предложить ему, глядя на отражение своей руки в зеркале, написать на бумаге крупными печатными буквами свою фамилию (рис. ). Это обычно не удается. Показать участникам викторины написанное и предложить им объяснить, почему выполнить задание не удалось.
 78201. Какой минимальной высоты должно быть зеркало, чтобы можно было увидеть в нем себя во весь рост?
 78202. Перед плоским зеркалом MN находится светящийся предмет АВ (рис. , а). Найти область пространства, в которой глаз будет видеть изображение всего предмета.
 78203. Физический способ самовозгорания свечи. На расстоянии 1,5 м поставить друг против друга зеркала Пикте. Около одного зеркала поместить нагревательный элемент отражательной электропечи, а около другого — свечу. При нагревании свеча загорится. Объяснить явление.
 78204. Построить изображение светящейся точки S в вогнутом зеркале и найти область видения этого изображения (рис. , а).
 78205. Как известно, с помощью двояковыпуклой линзы можно получить увеличенное изображение предмета. Какие его элементы остаются при этом неувеличенными? Как в этом убедиться?
 78206. Если расположенную горизонтально спичку рассматривать через цилиндрический стакан с водой, то ее длина кажется больше диаметра стакана, а толщина не изменяется. Если спичка расположена вертикально, при рассматривании через стакан с водой ее длина не меняется, а толщина возрастает (рис. , а). Через слой касторового масла, налитого в стакан над слоем воды, вертикально поставленный карандаш кажется толще, чем через слой воды (рис. , б). Объяснить эти явления.
 78207. Картонную карту с булавочным отверстием в центре держать примерно в 7 см от правого глаза, зажмурив левый (рис. , а). Воткнуть в палочку острый конец булавки и медленно поднимать ее как можно ближе к глазу (чтобы касалась ресниц), пока она не подойдет к нижнему краю отверстия, на которое экспериментатор все время смотрит. Он увидит верхнюю часть булавки, обращенную головкой вниз (рис. , б), которая движется сверху вниз, хотя на самом деле булавка перемещается снизу вверх и обращена головкой вверх. Объяснить явление.
 78208. Плоско-выпуклую линзу, обращенную плоскостью к осветителю, установить на расстоянии 20 см от него (рис. , а). Перед линзой со стороны осветителя установить плотно прижатую к ней кольцевую диафрагму (рис. , б). Внешний диаметр кольца должен быть равен внутреннему диаметру оправы линзы. Ширина просвета кольца 5 мм. Перемещая в световом конусе, выходящем из линзы, диафрагму с небольшим отверстием, получить на экране, отстоящем от линзы на расстоянии 1 м, либо голубое, либо красное изображение кольца. Объяснить явление.
 78209. На собирающую линзу падает луч света. Найти построением ход преломленного луча, если положение главных фокусов известно (рис. , а).

Сборники задач


Статистика решений

Тип решенияКол-во
подробное решение
62 245
краткое решение
7 659
указания как решать
1 407
ответ (символьный)
4 786
ответ (численный)
2 395
нет ответа/решения
3 406
ВСЕГО
81 898