Earth curvature of space2 curvature of space1


База задач ФизМатБанк



 78443. Предложи схему цепи, в которой для пуска и последующей остановки двигателя использовалось бы такое же электромагнитное реле, о котором шла речь в задаче 42, и две кнопки, одна из которых снабжена замыкающими контактами, а другая — размыкающими контактами. Предложенную тобой цепь собери и испытай.
 78444. Предложи схему электрической цепи, содержащей реле и позволяющей с помощью одной сигнальной лампочки судить о том, работает двигатель или нет. Собери и испытай предложенную тобой электрическую цепь.
 78445. На производстве нередко возникает необходимость в управлении станком с нескольких мест. Предложи схему цепи управления двигателем с трех различных мест. Двигатель при помощи реле должен включаться и выключаться с любого из трех пультов управления.
 78446. Охраняемый объект окружен тонкой проволокой. Попытка подойти к объекту приводит к разрыву проволоки. Составь схему цепи для сигнализации о разрыве проволоки. Разрыв проволоки должен вызывать сигнал тревоги; иначе говоря, в помещении охраны после разрыва проволоки должен зазвенеть звонок.
 78447. Предложи схему цепи такой сигнализации, которая позволяла бы нажатием кнопки приводить в действие звонок в удаленном помещении; при этом должно быть выполнено условие, что прервать подачу сигнала может только то лицо (в удаленном помещении), которому этот сигнал предназначался.
 78448. Разработай схему такой сигнализации, которая позволяла бы посылать сигналы «да» и «нет» в удаленный пункт с двух различных пультов управления, находящихся на значительном расстоянии друг от друга. При конструировании цепи должно быть выполнено следующее условие: любая (скажем, зеленая) лампочка в месте получения сигнала может быть включена, а соответственно другая (красная) лампочка в этот же момент может быть выключена с любого из двух пультов управления, независимо от положения ножей переключателей. Виды переключателей выбери самостоятельно. Собери и испытай собранную тобой цепь.
 78449. Предложи систему сигнализации между двумя комнатами, которая позволяла бы подавать сигналы «да» (когда горит только зеленая лампочка) или «нет» (горит только красная лампочка) из одной комнаты в другую, независимо от того, в каких положениях находятся переключатели на пультах управления. При подаче сигнала «да» («нет») в другую комнату в первой комнате должна загораться лампочка, означающая сигнал, противоположный по смыслу поданному сигналу.
 78450. Предложи схему электрической цепи, содержащей электрическую лампочку и пять кнопок. Лампочка должна загораться только при условии, что будут одновременно нажаты кнопки S1 и S4. Никакая другая комбинация одновременно нажатых кнопок не должна приводить к зажиганию лампочки.
 78451. Собери электрическую цепь по схеме, показанной на рисунке При сборке цепи особое внимание обрати на знаки + и -, поставленные у зажимов батареи аккумуляторов и у зажимов амперметра. Испытай цепь, убедись, что реостат позволяет регулировать силу тока в цепи.
 78452. Начерти схему цепи с электродвигателем, в которой бы можно было изменять и измерять силу тока, поступающего в электродвигатель. Испытай цепь, собранную по предложенной тобой схеме.
 78453. Собери цели по схемам, представленным на рисунках и 61, и испытай эти цепи. Установи, как сказывается перемещение движка реостата на накале лампочки и на работе электродвигателя.
 78454. Какие особенности работы реостата ты можешь отметить при способах его включения, показанных на рис. а и 62б?
 78455. На рисунке показана схема цепи, содержащей несколько одинаковых электрических лампочек, включенных параллельно друг другу. Устройства с такими цепями используются нередко в качестве реостатов, и называют ламповыми реостатами. Собери цепь и испытай ее. Как изменяется сила тока при изменении числа включенных (ввернутых в патрон) одинаковых лампочек?
 78456. Каковы преимущества лампового реостата, собранного по схеме, приведенной на рисунке , по сравнению с ламповым реостатом, схема которого изображена на рисунке ?
 78457. В лаборатории возникла необходимость собрать цепь, позволяющую быстро изменять число включенных резисторов с одного до двух, соединенных последовательно, и наоборот, с двух до одного. Предложи схему цепи, позволяющей осуществлять такие переключения резисторов. Позаботься о том, чтобы возможность возникновения КЗ (короткого замыкания) была исключена.
 78458. Предложи схему электрической цепи, которая позволяла бы наблюдать химические действия электрического тока. Следует предусмотреть: а) возможность плавного изменения силы тока в цепи, б) возможность изменения направления тока на обратное.
 78459. На рисунках 5 и 6 приведены схемы цепей, которые были предложены членами кружка в качестве ответов на вопрос задачи 58. Какая из схем полностью отвечает требованиям задачи 58?
 78460. На рисунке показана схема электрической цепи, позволяющей на опыте убедиться, что при параллельном соединении резисторов сила тока в магистральном проводе равна сумме сил токов в каждой из ветвей. Предложи схему электрической цепи, в которой для постановки того же опыта применяется всего один амперметр.
 78461. С целью плавного изменения напряжения в лабораторной практике прибегают к потенциометрическому включению реостата (см. рис. ). Собери цепь, изображенную схематически на рисунке , и испытай ее.
 78462. Предложи схему электрической цепи с двумя электромагнитными реле, которые после замыкания цепи ключом будут автоматически переключать друг друга. Собери и испытай предложенную тобой цепь.
 78463. Предложи схему «мигалки» — такой электрической цепи, в которой после замыкания ключа электрическая лампочка автоматически, без вмешательства человека, то зажигается на некоторое время, то гаснет. Собери и испытай предложенную тобой цепь.
 78464. Предложи схему электрической цепи, в которой замыкание ключа приводит к тому, что две электрические лампочки начинают автоматически переключаться, т. е. поочередно зажигаться и гаснуть (когда одна лампочка оказывается включенной, то другая в это время выключается, и наоборот). Где такие цепи находят или могут найти применение? Собери и испытай разработанную тобой цепь.
 78465. На рисунке приводится схема электрической цепи, обеспечивающей автоматическое поочередное переключение трех лампочек. Собери цепь по предложенной схеме и испытай ее. Попробуй объяснить работу цепи. Включи параллельно каждой из лампочек H1, Н2 и НЗ хотя бы по одной лампочке так, как это показано на том же рисунке пунктиром. Все лампочки следует расположить в той последовательности, которая приведена на рисунке. Как работает новая цепь? Для каких целей можно ее использовать?
 78466. На рисунках и 72 изображены схемы двух электрических цепей, в каждой из которых возможно измерение силы тока и напряжения с тем, чтобы потом вычислить сопротивление резистора. Равноценны или нет эти цепи? Если цепи не равноценны, то которую из них следует признать более предпочтительной? В чем заключается ее преимущество перед другой цепью?
 78467. Выполняя задание по разработке цепи, предназначенной для изучения зависимости силы тока в резисторе от напряжения на нем, кружковцы-физики предложили цепи, схемы которых приведены на рисунках и 74. Какая из цепей более удачна в работе? Почему?
 78468. На рисунке изображена схема электрической цепи, предназначенной для опыта, в ходе которого возможно убедиться, что напряжение, подаваемое на последовательное соединение резисторов, равно сумме напряжений на каждом из резисторов. Как можно видоизменить эту цепь, чтобы тот же опыт можно было поставить, используя всего один вольтметр?
 78469. Известно, что все монтажные, ремонтные работы или переключения в электро-аппаратуре можно производить только при условии, что соответствующая цепь или соответствующий участок цепи обесточены и не находятся под напряжением. В какой из цепей, схемы которых приведены на рисунках и 77, можно разбирать патрон электрической лампочки, а в какой нельзя? Почему?
 78470. Имеются два амперметра с одинаковыми пределами измерений: один — испытуемый, а другой — образцовый (контрольный). Предложи схему электрической цепи, которзя позволяла бы сравнивать показания двух амперметров при различных значениях силы тока в цепи.
 78471. Имеются два вольтметра с одинаковыми пределами измерений: один — испытуемый, а другой — образцовый (контрольный). Предложи схему электрической цепи, которая позволяла бы сравнивать показания двух вольтметров при различных значениях приложенного к ним напряжения.
 78472. Собери и испытай электрические цепи (см. рис. и 79), которые служат для измерения энергии, потребляемой электрическими лампочками. Какой измерительный прибор включен в цепь, схема которой приведена на рисунке ?
 78473. Предложи схему электрической цепи, предназначенной для проверки счетчика электрической энергии.
 78474. Предложи схему электрической цепи, которая могла бы служить для проверки показаний ваттметра.
 78475. На рисунке изображена схема комнатной электрической проводки. Раскрой содержание схемы. Собери и испытай рассмотренную тобой цепь.
 78476. На рисунке изображена схема квартирной электропроводки. Раскрой содержание схемы. Собери и испытай рассмотренную тобой цепь.
 78477. На занятиях физического кружка один из кружковцев собрал электрическую цепь — модель простой комнатной проводки. Цепь состояла из лампочки, штепсельной розетки и выключателя. При испытании цепи оказалось, что выключателем можно было включать и выключать лампочку. Когда же в штепсельную розетку была вставлена вилка настольной лампы, то оказалось, что настольная лампа при включенном выключателе не горела, зато перевод выключателя в положение «отключено» приводил к тому, что включались обе лампы, но горели они при этом неполным накалом. Начерти схему цепи, собранной кружковцем. Укажи, какие ошибки были допущены им при выполнении задания. Приведи схему модели комнатной проводки, которую кружковцу необходимо было собрать.
 78478. Один и тот же электрический двигатель постоянного тока в зависимости от конкретных требований может быть включен в сеть по-разному: либо так, что его обмотки будут соединены последовательно, либо так, что его обмотки будут соединены параллельно. Предложи схему электрической цепи, которая позволяла бы быстро переключать обмотки уже включенного в сеть электродвигателя (обмотку якоря и обмотку электромагнита) с последовательного соединения на параллельное и обратно.
 78479. Какие изменения в работе электрического двигателя (см. схему на рисунке ) произойдут, если ножи переключателя будут переведены в другое крайнее положение?
 78480. Какие изменения в работе электрического двигателя (см. схемы цепей на рисунках и 88) произойдут, если ножи переключателей будут переведены в другое крайнее положение?
 78481. Предложи схемы электрических цепей, позволяющих производить: а) реверсирование двигателя постоянного тока (изменение направления вращения его якоря на обратное) путем изменения направления тока в обмотке якоря, когда обмотки двигателя соединены последовательно; б) реверсирование двигателя постоянного тока путем изменения направления тока в обмотке электромагнита, когда обмотки двигателя соединены параллельно.
 78482. Предложи схему электрической цепи, в которой переключатели используются для реверсирования двигателя с двух различных мест (с двух различных пультов).
 78483. Предложи схему электрической цепи, позволяющей с помощью переключателей включать, выключать и реверсировать двигатель с двух различных пультов управления (с двух различных мест).
 78484. Составь схему цепи, предназначенной для дистанционного управления фильмоскопом, который снабжен двигателем для протяжки диафильма. Демонстратор должен иметь возможность, находясь у пульта управления вблизи экрана, включать и выключать лампу в фильмоскопе и управлять продвижением (протяжкой) диафильма, возвращаясь при необходимости к показанным ранее кадрам.
 78485. Иногда на производстве возникает необходимость в том, чтобы не допустить одновременного включения двух двигателей (или двух других каких-либо устройств). Выполнение такого условия возможно только в том случае, если при работе одного из двигателей второй оказывается заблокированным. Основным требованием к подобным автоматическим устройствам защиты и блокировки является высокая надежность их работы. Поэтому цель должна работать так, чтобы ни случайные действия рабочего, ни поломка механизмов и т.п. не могли бы стать причиной аварийной ситуации, характеризующейся одновременным включением двигателей. На рисунке приведена схема электрической цепи, позволяющей блокировать любой из двух двигателей в то время, когда другой двигатель работает. Цепь, собранная по этой схеме, удовлетворяет всем условиям, о которых говорилось выше. Собери и испытай цепь, проследи за тем, как она работает.
 78486. Перед каждым из двух играющих находится пульт с сигнальной лампочкой и ключом. До начала состязания обе лампочки должны уже гореть. Замыкая ключ на своем пульте, любой из играющих, в принципе, может выключить лампочку на пульте своего «противника». В этой игре проверяется быстрота реакции играющих: им подается звуковой или световой сигнал (сигнал подает третий участник соревнований — «судья»). По сигналу «судьи» каждый из играющих, стараясь опередить соперника, выключает лампочку на пульте «противника». Однако один из играющих при этом неизбежно несколько запаздывает с реакцией на сигнал и... проигрывает: на его пульте лампочка гаснет, а лампочка на пульте его «противника» продолжает гореть. Запоздавший не в состоянии выключить лампочку «победителя». При желании повторить состязание играющие возвращают ключи на своих пультах в исходные положения. Предложи схему цепи на реле и ключах, позволяющую проводить описанную игру. Как будет выглядеть схема цепи, если ключи в ней будут заменены кнопками?
 78487. С помощью цепи, схематически изображенной на рисунке, можно проводить состязания на быстроту реакции, в которых участвуют двое соревнующихся. Собери и испытай цепь, собранную по приведенной схеме. Чем работа этой цепи отличается от работы цепи, являющейся ответом к задаче 89? Как придется переделать эту цепь при замене ключей кнопками?
 78488. В задаче 42 речь шла о пуске и остановке двигателя с помощью двух кнопок. В промышленности часто для управления работой двигателя используют три кнопки, снабженные надписями «вперед», «стоп» и «назад». Взяв за основу цепь блокировки, работа которой была рассмотрена в задаче 88, разработай схему электрической цепи, позволяющей включать, останавливать и реверсировать двигатель с пульта управления, на котором смонтированы три указанные кнопки.
 78489. Составь схему цепи, служащей для пуска, остановки и реверсирования одного и того же двигателя с двух различных пультов управления. В цепи нужно использовать кнопки и электромагнитные реле. Собери цепь по предложенной тобой схеме и испытай эту цепь в работе.
 78490. Собери электрическую цепь по схеме, приведенной на рисунке Как будет работать цепь, если нажимать кнопки в следующей последовательности: а) S1, S2, S3, а затем S4, б) S4, S3, S2, а затем S1? С какой целью эту цепь можно использовать на практике?
 78491. Собери и испытай цепь, схема которой представлена на рисунке Чем работа данной цепи отличается от работы цепи, о которой шла речь в задаче 93?
 78492. В задачах 42, 85, 86, 88, 91 и 92 ты уже познакомился с цепями, в которых реле управляли работой одного или двух двигателей. Теперь представь такую ситуацию: в твоем распоряжении имеется три двигателя, которые требуется включать поочередно и во вполне определенном порядке, а выключать — одновременно. Реализовать указанные условия управления работой трех двигателей можно, если включить двигатели в электрическую цепь с тремя электромагнитными реле. Схема цепи, изображенная на рисунке , удовлетворяет поставленным условиям. Собери цепь и проследи за ее работой. Каким образом выдвинутые выше условия реализуются при работе цепи?
 78493. Составь схему электрической цепи для управления работой трех двигателей. При этом должно быть выполнено следующее условие: включаться электродвигатели должны в строго определенном порядке; при прекращении работы двигателей порядок их отключения должен быть обратным порядку, принятому при их включении.
 78494. Рассмотри схемы двух электрических цепей, приведенные на рисунках и 95. Подбери необходимое оборудование для сборки этих цепей и собери их. Как работает каждая из цепей? С какой целью могут быть использованы эти цели?
 78495. Как работает цепь «кибернетического замка, схема которого приведена на рисунке ? Собери и испытай «кибернетический замок».
 78496. В задаче 23 требовалось предложить схему цепи с двумя лампочками и двумя переключателями. Цепь могла служить для игры двух школьников. Теперь нужно разработать схему новой цепи, содержащей кнопки и одну лампочку и дающей возможность играть в туже игру, о которой шла речь в задаче 23: если оба играющих после подачи сигнала «судьей» нажмут на своих пультах одинаковые кнопки, то лампочка должна загореться, и выигравшим будет считаться игрок 1; если же играющие нажмут разные кнопки, то лампочка останется невключенной, и выигравшим будет считаться игрок 2. Как будет выглядеть алгебраическая запись условий работы цепи? Изобрази схематически предложенную тобой электрическую цепь.
 78497. Одна секция автоматической камеры хранения насчитывает 9 ячеек. Если хотя бы одна из ячеек свободна, то над секцией горит зеленая лампочка. Предложи схему цепи, обеспечивающей сигнализацию о наличии хотя бы одного свободного места в секции автоматической камеры хранения.
 78498. Составь схему электрической цепи, позволяющей управлять работой трех двигателей. Учти, что каждый двигатель должен включаться и выключаться независимо от других двигателей. Цепь должна также позволять включать и выключать любые два двигателя одновременно или же все три двигателя вместе. Источник тока для всех двигателей берется один и тот же. Цепь должна, кроме того, обеспечивать появление сигнала (должна загораться сигнальная лампочка) в том случае, когда работают именно два каких-либо двигателя.
 78499. Предложи схему электрической цепи, позволяющей следить за работой тех же трех двигателей, о которых шла речь в предыдущей задаче 101. Условия сигнализации должны быть новыми: цепь должна обеспечивать появление сигнала только в том случае, когда работают не более двух из трех двигателей. Иначе говоря, сигнальная лампочка должна загораться при условии, что либо работает любой один двигатель, либо работают одновременно любые два двигателя.
 78500. Цепь управления работой трех двигателей возьми ту же самую, о которой шла речь в задаче 101. Разработай схему цепи, позволяющей осуществлять такую сигнализацию: сигнал должен появляться тогда, когда работают не менее чем два из трех двигателей.
 78501. Для наблюдения за работой все тех же трех двигателей, о которых шла речь в задаче 101, предложи схему новой цепи сигнализации. В новой цепи две сигнальные лампочки должны давать точную информацию о количестве работающих двигателей.
 78502. Комитет состоит из четырех членов, один из которых является председателем. Предложи схему электрической цепи для «машины голосования», показывающей результаты голосования. Каждый из членов комитета, если он согласен с предложением, нажимает кнопку. Лампочка должна зажигаться только в тех случаях, если за предложение подано большинство голосов, или если голоса разделились поровну, но за предложение подан голос председателя.
 78503. Предложи схему цепи машины, позволяющей проводить голосование в комитете, насчитывающем пять членов. Лампочка должна загораться лишь в таких случаях, когда предложение собрало большинство голосов членов комитета.
 78504. Жюри состоит из председателя и четырех членов. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство состава жюри — не менее трех человек. Председатель имеет право вето: решение не принимается, если председатель проголосовал против него. Предложи схему цепи, позволяющей автоматизировать голосование в жюри. Предполагается, что председателем и любым из членов жюри голосование — подача голоса «за» — осуществляется нажатием на кнопку. В случае принятия решения должна загореться лампочка, сигнализирующая об этом.
 78505. Одна и та же лампочка должна включаться или выключаться с любого из трех пультов управления, независимо от того, в каком одном из двух фиксированных положений находятся кнопки на других пультах управления (используются кнопки с самофиксацией и с возвратом в исходное положение после повторного нажатия). Сконструируй цепь, отвечающую приведенным требованиям. Как по-твоему будет выглядеть схема электрической цепи, когда вместо трех пультов управления необходимо будет использовать четыре, пять, а может быть и еще больше пультов?
 78656. Аквалангисту необходимо определить глубину озера. К сожалению, никаких иных инструментов, кроме цилиндрической мензурки с делениями, у него не оказалось. Однако аквалангист сумел справиться со своей задачей. Не смогли бы вы сказать, как он это сделал? Можно ли выполнить задание, если цилиндрическая мензурка заменена на коническую?
 78657. Туристы перешли с одного берега озера, где располагалась их база, на другой и, посмотрев на часы, решили, что пора устроить краткий отдых. Стояла тихая погода, и им были хорошо слышны передачи радиоузла базы, так что последние известия они смогли прослушать, выключив свой транзистор. После этого один из туристов заявил, что расстояние до базы — почти три километра. Каким образом он определил это расстояние?
 78658. Находящийся в лодке человек хочет определить ее массу. Сможет ли он это сделать, если собственная масса ему известна, но ничем, кроме длинной веревки, он не располагает?
 78659. В тихую безветренную погоду два приятеля отправились покататься на двух совершенно одинаковых по внешней форме и размерам лодках по озеру. Во время прогулки им захотелось устроить соревнование на скорость. Желая сделать поединок абсолютно честным, ребята решили распределить имевшуюся у них поклажу таким образом, чтобы вес обеих лодок был одинаковым. Как им выполнить свое намерение, пользуясь оказавшейся у них длинной веревкой?
 78660. Не пользуясь никакими приборами, покажите, что коэффициент поверхностного натяжения у мыльного раствора меньше, чем у чистой воды.
 78661. Пусть вы находитесь на вращающейся платформe (например, наподобие «колеса смеха», имеющегося в некоторых парках отдыха). Платформа со всех сторон закрыта, так что окружающие предметы не видны. Вы хотите узнать направление вращения платформы. Как это сделать с помощью небольшого стального шарика?
 78662. Как определить высоту горы с помощью нагревателя, кастрюльки с водой и точного термометра?
 78663. Необходимо измерить силу источника света, подойти близко к которому нельзя. Для этой дели в вашем распоряжении имеется прибор для определения освещенности (люксметр) и рулетка. Опишите опыт, позволяющий выполнить задание.
 78664. Представьте, что для определения высоты башни (или какого-то другого здания) вас снабдили блюдечком со ртутью, транспортиром, небольшим грузиком и нитью. Справитесь ли вы с заданием, если размеры отдельных частей своего тела вы знаете?
 78665. Для определения направления магнитного меридиана предлагается воспользоваться стаканом с водой, щепоткой нашатыря (NH4Cl), куском проволоки, ножницами, мотком медной проволоки, небольшой цинковой пластинкой и пробкой. Как с помощью перечисленного набора выполнить задание?
 78666. Вы хотите определить ширину реки в шагах. Как это сделать, разумеется приблизительно, с помощью сорванной на берегу травинки?
 78667. Нужно определить начальную скорость пули игрушечного пистолета, располагая только рулеткой. Как это сделать?
 78668. Как решить предыдущую задачу, если вместо рулетки экспериментатору предложили воспользоваться секундомером?
 78669. Как с помощью рулетки найти, во сколько раз большую скорость сообщает мячику при броске мальчик по сравнению с девочкой?
 78670. Вы стоите вечером у небольшой речки, на противоположном берегу которой вкопан столб с фонарем. Как определить расстояние до столба, а также его высоту, если для решения задачи предлагается воспользоваться небольшой деревянной рейкой и рулеткой?
 78671. Два мальчика на катке хотят сравнить, кто из них больше по массе и во сколько раз. Как им выполнить свое намерение с помощью одной рулетки?
 78672. На перекрестках улиц некоторых городов Советского Союза установлены электронные устройства, автоматически рассчитывающие и показывающие на световом табло скорость, которую должны поддерживать водители автомашин, чтобы подъехать к следующему светофору под зеленый свет. Обычно показания табло меняются в такой последовательности: вначале 45 км/час, затем 50 км/час, 55 км/час и, наконец, 60 км/час, после чего табло гаснет, так как скорость более 60 км/час разрешена лишь на небольшом числе улиц. Как, стоя у перекрестка и наблюдая за показаниями табло, определить расстояние до следующего светофора с помощью одних лишь часов?
 78673. Как с помощью линейки можно найти в солнечный день высоту дерева, не влезая на него?
 78674. Как при помощи одного секундомера можно в некоторых случаях оценить длину молнии по продолжительности грома?
 78675. На столбе подвешен колокол, по которому регулярно с интервалом точно в одну секунду производятся удары. Можно ли, наблюдая за ударами по колоколу и слушая его звучание, определить скорость распространения звука в воздухе, производя измерения только одной рулеткой?
 78676. Взрослому и ребенку нужно перейти через ручей: одному с левого берега на правый, второму — в противоположном направлении. На обоих берегах имеется по доске, но каждая из них несколько короче расстояния между берегами. Каким образом взрослый и ребенок могут перебраться с одного берега на другой?
 78677. Требуется найти радиус сферического зеркала (или радиус кривизны вогнутой линзы) с помощью секундомера и стального шарика известного радиуса. Как это сделать?
 78678. Как определить вес некоторого тела с помощью прочной однородной рейки с делениями и куска не очень толстой медной проволоки? Разрешено пользоваться также справочником физических величин.
 78679. Два полых шара, имеющих одинаковые вес и объем, покрашены одинаковой краской, царапать которую нежелательно. Один шар изготовлен из алюминия, а другой — из меди. Как проще всего узнать, какой шар алюминиевый, а какой — медный?
 78680. Имеется деревянный прямоугольный параллелепипед, у которого одно ребро значительно превышает два других. Как с помощью одной лишь линейки определить коэффициент трения бруска о поверхность пола в комнате?
 78681. Грузик метронома с не отградуированной шкалой (см. предыдущую задачу) нужно установить в такое положение, чтобы промежуток времени между двумя ударами был равен одной секунде. Для этой цели разрешено воспользоваться длинной лестницей, куском кирпича и рулеткой. Как следует распорядиться этим набором, чтобы выполнить задание?
 78682. Разработайте метод определения объема комнаты с помощью достаточно длинной и тонкой нити, часов и гирьки.
 78683. При обучении музыке и балетному искусству, в тренировке спортсменов и для некоторых других целей часто используется метроном — прибор, издающий периодические отрывистые щелчки. Длительность интервала между двумя ударами (щелчками) метронома регулируется перемещением грузика по специальной качающейся шкале. Как проградуировать шкалу метронома в секундах, если это не сделано на заводе, с помощью нитки, стального шарика и рулетки?
 78684. Если поставить деревянный кубик на покрытый cукном диск проигрывателя радиолы близко к оси вращения, он будет вращаться вместе с диском. Если же расстояние до оси вращения велико, кубик, как правило, сбрасывается с диска. Как определить коэффициент трения дерева о сукно с помощью одной лишь линейки?
 78685. Задача № 17 довольно часто публикуется в различных сборниках и поэтому хорошо известна. А вот задание того же характера, но несколько более сложное. Придумайте схему, позволяющую включать и выключать электрическую лампу или какой-нибудь другой прибор, работающий от электросети, из любого числа различных мест.
 78686. Дочь обратилась к отцу, записывавшему показания электросчетчика, с просьбой отпустить ее погулять. Давая разрешение, отец попросил дочь вернуться ровно через час. Как отец сможет проконтролировать продолжительность прогулки, не пользуясь часами?
 78687. Как решить предыдущую задачу, если физического справочника не оказалось, но дополнительно к перечисленным предметам разрешено пользоваться электрической плиткой и кастрюлей с водой?
 78688. За окном снег, а в комнате тепло. К сожалению, измерить температуру нечем — нет термометра. Но зато есть батарея, очень точный вольтметр и такой же амперметр, сколько угодно медной проволоки и подробный физический справочник. Нельзя ли с их помощью найти температуру воздуха в комнате?
 78689. Как определить теплоту парообразования воды, располагая домашним холодильником, кастрюлей неизвестной емкости, часами и равномерно горящей газовой горелкой? Теплоемкость воды считать известной.
 78690. Имеется перегоревшая электрическая лампочка. Как с помощью цилиндрического сосуда с водой и линейки с делениями узнать давление внутри этой лампочки?
 78691. Попробуйте решить предыдущую задачу, если вам разрешено использовать наполненную водой кастрюльку и весы с набором гирь.
 78692. Дана узкая стеклянная трубка, запаянная с одного конца. Трубка содержит воздух, отделенный от окружающей атмосферы столбиком ртути. Имеется также миллиметровая линейка. Определите с их помощью атмосферное давление.

Сборники задач


Статистика решений

Тип решенияКол-во
подробное решение
62 245
краткое решение
7 659
указания как решать
1 407
ответ (символьный)
4 786
ответ (численный)
2 395
нет ответа/решения
3 406
ВСЕГО
81 898