РАБОТА С УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Работа с учебной литературой — крайне важный элемент обучения предметам естественного цикла. При работе с учебниками, как правило, предлагается традиционная схема: прочитать текст, пересказать его и ответить на вопросы по содержанию текста в конце параграфа. Все остальные формы работы с текстом остаются полностью в ведении учителя.
Уменьшение количества часов по курсам естествознания приводит к появлению всевозможных опорных конспектов, схем, систематизирующих таблиц и т. п., предлагаемых учащимся на уроках в готовом виде. Такой подход, с одной стороны, обеспечивает систематизацию материала, его представление в наиболее наглядном для восприятия виде, а с другой — уменьшает время, отводимое на работу учащихся с учебной литературой, что затрудняет формирование столь важных в современном обществе умений воспринимать, анализировать и запоминать информацию.
Ниже приведены некоторые приемы работы с текстом:
- проверка по вопросам учебника (устная и письменная);
- постановка вопросов к тексту;
- взаимная проверка по вопросам;
- подробный или краткий пересказ;
- пересказ с опорой на план, ключевые слова, на иллюстрации или сочетание этих элементов (опорный конспект);
- составление конспекта в виде плана, схем, таблиц или тезисов;
- комментирование текста;
- иллюстрации к тексту (собственные рисунки учащихся к учебному тексту);
- пересказ в парах с опорой на конспект (планы, выписки и схемы);
- устное и письменное аннотирование с опорой на конспект;
- устное и письменное реферирование (констатирующее и критическое);
- устное и письменное рецензирование;
- выступления на семинарах;
- подготовка учебных докладов и обзорных рефератов (по нескольким источникам);
- групповая дискуссия и т. д.
Рассмотрим подробнее основные приемы конспектирования.
1. Постановка вопросов к тексту. Этот прием, являясь основным в процессе уяснения содержания, приводит к всестороннему пониманию учебного текста. Понимание текста складывается из понимания отдельных слов, предложений, логической структуры всего текста, его основной идеи и смысла, а также подтекста и общего замысла автора. Поэтому вопросы могут возникать к разным аспектам текста: к непонятным словам и предложениям, к непонятным логическим связям между предложениями и абзацами текста, к связям содержания читаемого текста с содержанием других текстов на эту тему. Этот прием учит не пропускать ни одного непонятного места в тексте, тут же формулировать вопрос и искать на него ответ.
2. Составление плана. План есть перечисление всех текстовых субъектов (т. е. тем текста). Для того чтобы составить план, надо последовательно задавать себе в процессе чтения вопрос: «О чем здесь говорится?», вычленять с его помощью субъекты высказывания и записывать их в виде пунктов плана.
План может быть простым (из нескольких пунктов) или развернутым (из пунктов и подпунктов).
План может быть выполнен в тезисной форме или в форме номинативных (назывных) предложений. Пункты плана в этом случае совпадают с информативными центрами абзацев.
Пример плана, составленного в тезисной форме:
А. Давление газа создается ударами молекул о поверхность тела.Б. С высотой плотность атмосферного воздуха уменьшается.
В. Чем больше высота над уровнем моря, тем давление меньше.
Пример плана, составленного в форме номинативных предложений:
А. Объяснение существования давления газа.Б. Изменение плотности воздуха с высотой.
В. Изменение давления с высотой.
3. Составление схемы. Схема — это графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами. Средствами графического изображения являются геометрические фигуры (прямоугольники и др.) и их соединения (линии, стрелки), а также символические изображения и рисунки предметов. Схема отличается от плана наличием связей между элементами. Связи придают картине целостность и наглядность.
4. Тезирование. Процесс тезирования состоит в формулировании основных тезисов (положений, утверждений, выводов) изучаемого текста. Тезисы могут быть составлены целиком из авторских высказываний (суждений), и тогда они пишутся в кавычках в виде прямых цитат. Если же тезисы формулируются самим читателем, то они излагаются в виде реферативного текста с помощью использования глаголов (например: автор анализирует, отмечает, сравнивает, доказывает, объясняет и т. п.).
5. Составление таблицы. Этот прием используется для обобщения и систематизации учебной информации, извлеченной из некоторого раздела.
Инфо
- Дата: 22.08.2010 01:17
- Просмотров: 5842