Earth curvature of space2 curvature of space1
ФизМат БАНК / Статьи по физике / Как работать с учебной литературой?

РАБОТА С УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Работа с учебной литературой — крайне важный элемент обучения предметам естественного цикла. При работе с учебниками, как правило, предлагается традиционная схема: прочитать текст, пересказать его и ответить на вопросы по содержанию текста в конце параграфа. Все остальные формы работы с текстом остаются полностью в ведении учителя.

Уменьшение количества часов по курсам естествознания приводит к появлению всевозможных опорных конспектов, схем, систематизирующих таблиц и т. п., предлагаемых учащимся на уроках в готовом виде. Такой подход, с одной стороны, обеспечивает систематизацию материала, его представление в наиболее наглядном для восприятия виде, а с другой — уменьшает время, отводимое на работу учащихся с учебной литературой, что затрудняет формирование столь важных в современном обществе умений воспринимать, анализировать и запоминать информацию.

Ниже приведены некоторые приемы работы с текстом:

  • проверка по вопросам учебника (устная и письменная);
  • постановка вопросов к тексту;
  • взаимная проверка по вопросам;
  • подробный или краткий пересказ;
  • пересказ с опорой на план, ключевые слова, на иллюстрации или сочетание этих элементов (опорный конспект);
  • составление конспекта в виде плана, схем, таблиц или тезисов;
  • комментирование текста;
  • иллюстрации к тексту (собственные рисунки учащихся к учебному тексту);
  • пересказ в парах с опорой на конспект (планы, выписки и схемы);
  • устное и письменное аннотирование с опорой на конспект;
  • устное и письменное реферирование (констатирующее и критическое);
  • устное и письменное рецензирование;
  • выступления на семинарах;
  • подготовка учебных докладов и обзорных рефератов (по нескольким источникам);
  • групповая дискуссия и т. д.

Рассмотрим подробнее основные приемы конспектирования.

1. Постановка вопросов к тексту. Этот прием, являясь основным в процессе уяснения содержания, приводит к всестороннему пониманию учебного текста. Понимание текста складывается из понимания отдельных слов, предложений, логической структуры всего текста, его основной идеи и смысла, а также подтекста и общего замысла автора. Поэтому вопросы могут возникать к разным аспектам текста: к непонятным словам и предложениям, к непонятным логическим связям между предложениями и абзацами текста, к связям содержания читаемого текста с содержанием других текстов на эту тему. Этот прием учит не пропускать ни одного непонятного места в тексте, тут же формулировать вопрос и искать на него ответ.
2. Составление плана. План есть перечисление всех текстовых субъектов (т. е. тем текста). Для того чтобы составить план, надо последовательно задавать себе в процессе чтения вопрос: «О чем здесь говорится?», вычленять с его помощью субъекты высказывания и записывать их в виде пунктов плана.

План может быть простым (из нескольких пунктов) или развернутым (из пунктов и подпунктов).
План может быть выполнен в тезисной форме или в форме номинативных (назывных) предложений. Пункты плана в этом случае совпадают с информативными центрами абзацев.

Пример плана, составленного в тезисной форме:

А. Давление газа создается ударами молекул о поверхность тела.
Б. С высотой плотность атмосферного воздуха уменьшается.
В. Чем больше высота над уровнем моря, тем давление меньше.

Пример плана, составленного в форме номинативных предложений:

А. Объяснение существования давления газа.
Б. Изменение плотности воздуха с высотой.
В. Изменение давления с высотой.

3. Составление схемы. Схема — это графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами. Средствами графического изображения являются геометрические фигуры (прямоугольники и др.) и их соединения (линии, стрелки), а также символические изображения и рисунки предметов. Схема отличается от плана наличием связей между элементами. Связи придают картине целостность и наглядность.

4. Тезирование. Процесс тезирования состоит в формулировании основных тезисов (положений, утверждений, выводов) изучаемого текста. Тезисы могут быть составлены целиком из авторских высказываний (суждений), и тогда они пишутся в кавычках в виде прямых цитат. Если же тезисы формулируются самим читателем, то они излагаются в виде реферативного текста с помощью использования глаголов (например: автор анализирует, отмечает, сравнивает, доказывает, объясняет и т. п.).

5. Составление таблицы. Этот прием используется для обобщения и систематизации учебной информации, извлеченной из некоторого раздела.


Рейтинг: 
 (голосов: 1)


Комментарии отсутствуют
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям

Инфо

  • Дата: 22.08.2010 01:17
  • Просмотров: 5842