Earth curvature of space2 curvature of space1
Банк задач

Вход на сайт
Регистрация
Забыли пароль?
Статистика решений
Тип решенияКол-во
подробное решение60032
краткое решение7560
указания как решать1341
ответ (символьный)4704
ответ (численный)2335
нет ответа/решения3772
ВСЕГО79744

База задач ФизМатБанк

 69801. Дано положение оптической оси линзы, точечного источника света S и его изображения S1 в линзе (рис. , а). Найти построением оптический центр линзы О и ее фокус Fx.
 69802. Построить изображение предмета АВ в собирающей линзе для случая, когда линза значительно меньше предмета. Положение фокусов линзы известно.
 69803. Как изменится изображение диапозитива, полученное на экране с помощью проекционного фонаря, если половину объектива закрыть непрозрачной пластинкой? Ответ проверить опытом.
 69804. Где надо поместить глаз, чтобы увидеть действительное изображение предмета, полученное с помощью линзы?
 69805. Если предмет расположен в фокальной плоскости собирающей линзы, то изображения предмета, как видно из геометрического построения, не получается. Увидим ли мы изображение, если будем смотреть через линзу на предмет?
 69806. Может ли находящаяся в воздухе двояковыпуклая стеклянная линза рассеивать падающие на нее параллельные лучи?
 69807. На рисунке , а показан точечный источник света и его действительное изображение S1, полученное с помощью выпуклой линзы. Где на оптической оси линзы нужно поместить вогнутое сферическое зеркало радиуса R, чтобы лучи, отразившись от зеркала, снова вернулись в точку S?
 69808. Дан ход луча через рассеивающую линзу (рис. , а). Найти построением фокус.
 69809. Параллельный пучок света падает на экран. Можно ли увеличить освещенность экрана, располагая между ним и источником света рассеивающую линзу?
 69810. Как надо расположить две линзы, из которых одна собирающая, а другая рассеивающая, чтобы пучок параллельных лучей, пройдя через обе линзы, остался параллельным? Какое соотношение должно существовать между фокусами линз, чтобы задача имела решение?
 69811. Может ли плоско-выпуклая линза рассеивать параллельные лучи света, а плоско-вогнутая собирать их? Ответ обосновать чертежом.
 69812. Пробирку с водой, в которую положен шуруп, поместить внутрь плоскопараллельной вертикальной кюветки и спроецировать установку на экран. Пробирка кажется непрозрачной, за исключением узкой светлой полоски вдоль ее оси. Затем в кюветку постепенно налить воды, и на экране неожиданно появится изображение шурупа (рис. ). Объяснить явление.
 69813. Большую стеклянную бутыль с боковым тубусом установить на высоте 40 см над столом. В тубус вставить пробку, сквозь которую пропустить небольшую стеклянную трубку (рис. , а). Лучи света от проекционного фонаря собрать с помощью линзы на отверстии тубуса. Бутыль наполнить водой, и пусть вода вытекает из сливной трубки. Если воду слегка замутить молоком, то вытекающая струя будет светиться. Объяснить явление. Не противоречит ли оно закону прямолинейного распространения света?
 69814. Трехкопеечную монету заранее закоптить. Затем положить ее гербом вверх на дно сосуда с водой. В таком виде монету показать участникам викторины и предложить определить ее достоинство. Она кажется им серебряной. Затем монету вынуть из воды и вновь показать. Объяснить явление.
 69815. Приведите примеры практического использования полного внутреннего отражения света.
 69816. Радуга. Оставить в конденсоре проекционного фонаря одну линзу (вторую линзу и объектив снять) и получить таким образом почти параллельный пучок света. На пути этого пучка поставить колбу с дистиллированной водой, загородив ее от зрителей небольшим экраном (рис. , а). Пучок вторичных лучей, идущих в виде конической поверхности от колбы в сторону фонаря, образует на экране радужное кольцо. Объяснить явление. Начертить ход лучей в колбе.
 69817. Что вам известно о причинах возникновения следующих световых явлений в атмосфере: горных призраков, нижних и верхних миражей, световых столбов, гало и полярных сияний?
 69818. По наблюдениям космонавтов, на большой высоте дневное небо выгладит совершенно черным и на нем видны звезды. Почему же с поверхности Земли оно кажется нам голубым?
 69819. Предложить каждому участнику викторины расположить карандаш горизонтально, очинённым концом вправо на расстоянии вытянутой руки. Закрыв левый глаз, смотреть правым глазом на левый конец карандаша — очинённый конец исчезает из поля зрения, хотя окружающие предметы различаются довольно хорошо. Объяснить явление.
 69820. Соединить перед собой на расстоянии 35 - 50 см концы указательных пальцев так, чтобы они составляли продолжение один другого, и посмотреть «сквозь пальцы» на удаленную стенку (рис. ). Наблюдателю будет казаться, что между пальцами зажата маленькая «сарделька», которая, если немного раздвинуть пальцы, повиснет в воздухе. Объяснить явление.
 69821. Что больше — высота шляпы или ширина полей (рис. )?
 69822. Одинаковы ли по высоте верхние и нижние части типографских знаков, изображенных на рисунке ?
 69823. Одинаково ли расстояние между вертикальной линией и кругом в левой части рисунка и между двумя кругами в правой части этого рисунка? Проверить ответ с помощью линейки. Объяснить полученный результат.
 69824. Равны ли стороны ab и cd у треугольников, изображенных на рисунке ? Ответ проверить измерением.
 69825. Одинаковой ли (однотонной) кажется штриховка квадрантов круга, изображенного на рисунке ? Повернуть рисунок на 90° и снова ответить на тот же вопрос. Объяснить явление.
 69826. Бинокулярное зрение. На расстоянии 4 - 5 м от вызванного к столу участника викторины ребром к нему подвесить небольшое кольцо диаметром 2 см. Он должен, закрыв левый глаз ладонью, подойти к кольцу и продеть в него карандаш (рис. ), что обычно сразу не удается. Объяснить явление.
 69827. Диаметр зрачка человеческого глаза может меняться от 2 до 8 мм. Чем объяснить, что максимальная острота зрения имеет место при диаметре 3 - 4 мм?
 69828. Опыт В. Брегга. Красную лампу (применяемую в фотографии) поместить позади ярко освещенного картонного диска диаметром около 50 см. Диск наполовину оклеить белой, наполовину черной бумагой. Из него вырезать сектор в 45°, симметричный относительно черно-белой границы (рис. ). Если диск вращать со скоростью 2 - 3 об/с с помощью центробежной машины в таком направлении, чтобы красная лампа закрывалась сначала белой половиной диска, то зрители увидят зеленую лампу. Объяснить явление.
 69829. Кажущееся увеличение числа наблюдаемых объектов. На валу электродвигателя укрепить круг из белой бумаги диаметром 15 - 20 см, на котором начерчена хорда, стягивающая, например, 1/3 окружности (рис. ). Ширина линии не менее 5 мм. Круг осветить неоновой лампой. При изменении скорости вращения двигателя зрители увидят сложные переплеты и комбинации множества разных фигур. Объяснить явление. -
 69830. На оси электродвигателя закрепить диск, разделенный на три кольца с радиально начерченными полосками (рис. ). Осветить диск неоновой лампой. Если подобрать такую скорость электродвигателя, чтобы средний ряд полосок казался неподвижным, то внешний ряд будет казаться вращающимся в одну сторону, а внутренний — в другую. Объяснить явление.
 69831. На оси электродвигателя закрепить фанерный круг диаметром 40 см с двумя круглыми отверстиями, расположенными симметрично относительно его центра. На круге изображена вазочка и отдельно от нее букет цветов (рис. ). Пучок света от проекционного фонаря проходит через отверстие в круге и попадает на плоское зеркало, отражающее свет обратно на круг. Зеркало поместить на расстоянии 2 м от проекционного фонаря, на объектив которого установить диафрагму с отверстием не более 1 см в диаметре. Левую часть круга заслонить от зрителей непрозрачным экраном. При вращении круга в затемненной комнате зрители увидят букет в вазе. Обяснить явление.
 69832. Какой из пешеходов, изображенных на рисунке , выше ростом? После ответа измерить фигуры на рисунке линейкой и выяснить, почему фигура мужчины кажется выше, чем фигура мальчика.
 69833. Если смешать синюю и желтую краски, то получается зеленая краска. Но если светом синей и желтой ламп осветить лист чертежной бумаги, то она будет иметь белый цвет (синий и желтый цвета являются дополнительными). Нет ли здесь противоречия?
 69834. Лист бумаги размером 15 x 15 см расчертить карандашом на квадратики (2 x 2 мм) и раскрасить в шахматном порядке в два цвета — желтый и голубой. Показать этот лист сначала издалека, а затем вблизи. В первом случае он кажется зеленым. Объяснить явление.
 69835. Две одинаковые колбы закрыть пробками, сквозь которые пропустить два конца стеклянной П-образной трубки (рис. ). В колбы налить немного воды, в которую опустить концы трубки, тоже заполненной водой. На середину стеклянной трубки надеть пробку, за которую прибор привесить к штативу на тонкой двойной бечеве. Пробку передвинуть так, чтобы трубка установилась горизонтально. Правую колбу снаружи закоптить. Если на нее направить пучок света от близко стоящего проекционного фонаря, то другая колба будет перетягивать. Если убрать световой пучок, то равновесие восстановится. Объяснить явление.
 69836. Продемонстрировать прибор, изображенный на рисунке Он состоит из двух колб, плотно закрытых резиновыми пробками и соединенных между собой двумя латунными трубками. Верхняя колба закопчена, а нижняя — на одну треть заполнена подкрашенной водой. В колбу с водой сквозь резиновую пробку пропущена до дна стеклянная трубка, верхний конец которой соединен со стеклянным тройником. К горизонтальным концам тройника присоединены стеклянные трубочки, согнутые под прямым углом. На закопченную колбу направить световой пучок от осветителя с лампой на 300 Вт. Прибор начнет вращаться. Объяснить явление.
 69837. Прямоугольную пластинку из плексигласа положить на стол и наэлектризовать, натирая шерстяной материей. Быстро провести безэлектродной трубкой над наэлектризованной пластинкой. Трубка при этом светится. Объяснить явление. Опыт показать в затемненной комнате.
 69838. Фотореле (рис. ) включить так, чтобы оно срабатывало при затемнении фотосопротивления. В качестве нагрузки включить электролампу. Если этой же лампой осветить фотосопротивление, то лампа будет периодически зажигаться и гаснуть. Объяснить явление. Как подобное приспособление, периодически включающее и выключающее электрический ток, можно использовать для практических целей?
 69839. Фотоэлектрический метроном. Собрать электрическую цепь, схема которой дана на рисунке Цепь состоит из источника постоянного тока напряжением 240 В, фотоэлемента ЦГ-4 с номинальным напряжением 240 В, конденсатора емкостью 1 мкФ, сопротивления 10 кОм, неоновой лампы типа МН-6. Если осветить фотоэлемент, то неоновая лампа начинает периодически вспыхивать и гаснуть. Если изменить силу света, то частота вспышек неоновой лампы с увеличением силы света увеличивается. Объяснить явление.
 69840. Поместить перед объективом одного проекционного фонаря красное стекло, перед объективом другого — зеленое и получить на экране красное и зеленое пятна. Сдвигая фонари, добиться, чтобы эти пятна упали на одно и то же место экрана. Это место получится желтым. Убрать один фонарь. Помещая по очереди перед объективом другого фонаря красное и зеленое стекло, получить на экране сначала красное, а затем зеленое пятно. Поставить перед объективом оба стекла. Экран окажется темным. Объяснить явление.
 69841. Просветление оптики. При прохождении света через оптические системы на каждой поверхности отражается до 4 % проходящего света, что заметно снижает прозрачность оптики. Для просветления оптики на каждую поверхность линзы наносят тонкую пленку вещества с показателем преломления, меньшим, чем у стекла линзы. Толщина пленки равна четверти длины волны света. Объяснить действие такой пленки.
 69842. В горизонтальную кюветку К размером 100 х 100 мм, на дно которой положена черная бумага, налить чистой воды. Свет от фонаря (без объектива) направить с помощью зеркала 3 сверху на кюветку. Отраженный от воды свет принять на линзу Л с фокусным расстоянием 12 - 20 см и получить изображение поверхности воды на экране Э (рис. ). Влить в воду пипеткой 2 - 3 капли скипидара. Хотя скипидар и вода бесцветны, на экране появятся постепенно меняющиеся радужные узоры. Объяснить явление.
 69843. Показать в отраженном красном свете кольца Ньютона (рис. , а). Почему в центре колец наблюдается черный круг (минимум), хотя геометрическая разность хода отраженных лучей в этом месте равна нулю?
 69844. На стержень электрометра укрепить цинковую пластину размером 200 х 250 мм, хорошо зачищенную мелкой наждачной бумагой. Зарядить электрометр отрицательно. Осветить пластину светом дугового проекционного фонаря, установленного от нее на расстоянии 1,5 - 2 м. Из фонаря предварительно удалить всю оптику. Угол отклонения стрелки электрометра будет медленно уменьшаться. Поместить перед фонарем кусок оконного стекла. Разряжение электрометра прекращается. Убрать стекло и повторить опыт, зарядив электрометр положительно. При освещении цинковой пластинки электрометр разряжаться не будет. Объяснить явление.
 69845. Привести примеры использования люминесцентного (холодного) свечения в мире живой природы.
 69846. Привести несколько интересных примеров, характеризующих число и размеры атомов и молекул.
 69847. На рисунке изображена схема опытов по исследованию радиоактивных излучений в электрическом и магнитном полях. Определить направление отклонения а- и b-лучей.
 69848. Швейцарский физик Грейнахер построил прибор, который он считал радиевым вечным двигателем (рис. ). Прибор состоял из герметически запаянной стеклянной колбы 1, в которой укреплялась стеклянная трубка 2, содержащая радиевую соль 3. Внизу трубки подвешивались два золотых листочка 4. К внутренней поверхности колбы прикреплялась металлическая обкладка 5, соединенная с землей. Двигатель непрерывно действовал следующим образом. Два золотых листочка постепенно раздвигались. Соприкоснувшись с металлической обкладкой на стенках колбы, они вдруг опадали. Затем снова раздвигались и так далее. Объяснить принцип действия прибора. Является ли он вечным двигателем?
 69849. На рисунке изображен фотографический снимок следа позитрона, движущегося в магнитном поле в камере Вильсона и прошедшего слой свинца толщиной 6 мм. 1. В каком направлении двигалась частица: сверху вниз или наоборот? 2. Каково направление магнитного поля?
 69850. На рисунке представлен фотографический снимок следов двух элементарных частиц в камере Вильсона, помещенной в магнитном поле. Какое заключение можно сделать о знаке зарядов этих частиц, если они движутся от точки A, причем магнитное поле направлено перпендикулярно к плоскости чертежа (к читателю)?
 69851. Масса сложного атомного ядра всегда меньше суммы масс нуклонов, из которых оно образовалось. Можно ли на этом основании утверждать, что при образовании атомного ядра нарушается закон сохранения массы?
 69852. На рисунке приведен фотографический снимок, сделанный при помощи камеры Вильсона в момент расщепления ядра азота нейтроном с вылетом а-частицы. 1. Написать уравнение ядерной реакции. 2. Ядро какого атома образует тонкий и какого — широкий следы, видимые на фотографии? 3. Почему на фотографии не виден след нейтрона?
 69853. В некоторых типах атомных реакторов в качестве теплоносителя используется жидкий натрий. На рисунке изображен электромагнитный насос для перекачивания натрия. В нем канал с жидким металлом помещен между полюсами А и Б магнита. Поперек направлений магнитного поля и канала через жидкий металл пропускают постоянный ток l, в результате чего металл течет в направлении, указанном стрелкой. Определить направление магнитного поля магнита.
 69854. Электрон, начальная скорость которого направлена параллельно пластинам плоского конденсатора, влетает в середину между ними, а вылетает у края пластины (рис. ). Разность потенциалов между пластинами равна U. Заряд электрона q. Найти изменение энергии электрона.
 69855. Заряженная частица движется по инерции вдоль медной сужающейся трубки. Изменится ли ее скорость, когда она влетит в суженную часть трубки (рис. ).
 69856. Описать движение протона в циклотроне, если в начале своего движения он находится между дуантами (рис. ) в точке р, причем верхний дуант заряжен положительно, а нижний — отрицательно. Магнитное поле направлено перпендикулярно плоскости чертежа (от читателя).
 69857. Через отверстие в одной из пластин плоского конденсатора влетает электрон. Двигаясь ускоренно между обкладками конденсатора, электрон вылетает через отверстие в другой пластине (рис. ). Затем магнитное поле, силовые линии которого перпендикулярны плоскости движения электрона, искривляет его траекторию и возвращает электрон снова к отверстию в первой пластине. Может ли такое устройство работать в качестве ускорителя?
 69858. Что вы знаете о лазере, схема которого изображена на рисунке , а?
 69859. На рисунке изображена схема электрической цепи, а предметы оборудования, необходимые для сборки этой цепи, показаны на рисунке Воспользуйся таблицей условных обозначений и ответь на следующие вопросы. Какой из предметов отмечен на схеме буквой S, какой — буквой G, а какой — буквой Н? Как обозначены на схеме соединительные проводники?
 69860. На рисунках и 27 изображены схемы двух электрических цепей. Встречался ли ты ранее с этими цепями? В каких устройствах? Чем приведенные на рисунках цепи отличаются друг от друга?
 69861. По схемам, изображенным на рисунках и 28, собери электрические цепи. При сборке электрических цепей используй одинаковые лампочки. Будет ли накал всех лампочек в каждой из цепей одинаковым после замыкания цепи? Какие изменения в работе цепи (см. рис. ) произойдут, если одну из лампочек вывернуть? Как называется соединение лампочек в цепи, схема которой приведена на рисунке ?
 69862. Собери и испытай электрическую цепь, схема которой приведена на рисунке Что можно сказать о накале лампочек в этом случае? Какие изменения в работе цепи произойдут, если одну из лампочек вывернуть? Как называется соединение лампочек в цепи, схема которой приведена на рисунке ?
 69863. В схеме электрической цепи, изображенной на рисунке , S1 и S2 являются условными обозначениями звонковых кнопок (см. таблицу с условными обозначениями в схемах электрических цепей). Как в данном случае соединены звонковые кнопки? При выполнении каких условий загорится электрическая лампочка? Собери и испытай рассмотренную цепь.
 69864. Как соединены звонковые кнопки в цепи, схема которой приведена на рисунке ? При выполнении каких условий загорится электрическая лампочка? Собери и испытай эту цепь. Чем отличаются друг от друга цепи, изображенные схематически на рисунках и 31? Какие ранее изученные цепи они напоминают?
 69865. В твоем распоряжении всего два соединительных проводника. Используя эти проводники, необходимо соединить зажимы А, В и С между собой (см. рис. ). Сколько способов соединения трех зажимов двумя проводниками ты можешь предложить?
 69866. Зажим А (см. рис. ) нужно соединить, имея в своем распоряжении три проводника, с зажимами В, С и D. Укажи различные способы соединения зажимов. Сколько способов соединения зажимов ты можешь предложить в этом случае?
 69867. Как надо поставить перемычки в цепях, изображенных на рисунках а и 34б, чтобы ток через резистор был направлен: 1) от зажима А к зажиму В; 2) от зажима В к зажиму А?
 69868. Какие варианты включения лампочек H1, Н2 и НЗ можно осуществить в цепи, собранной по схеме, которая приведена на рисунке ?
 69869. Как, используя однополюсный переключатель (см. таблицу с условными обозначениями в схемах электрических цепей), можно собрать такую электрическую цепь с двумя лампочками, в которой при включении одной лампочки обязательно бы выключалась вторая, и наоборот? Начертив схему электрической цепи, обладающей указанными выше свойствами, собери и испытай цепь.
 69870. На рисунке изображен имеющийся в физическом кабинете школы двухполюсный переключатель, обозначение которого приведено в таблице условных обозначений. Рассмотри внимательно двухполюсный переключатель и догадайся, как можно его использовать в качестве однополюсного выключателя (ключа) и в качестве однополюсного переключателя.
 69871. Какие варианты включения ламп осуществимы в цепи, схема которой приведена на рисунке ? В каком случае накал лампочек будет неполным?
 69872. Разберись в цепи, изображенной схематически на рисунке Как работает цепь, собранная по приведенной схеме? Собери и испытай цепь.
 69873. В автомобилях устанавливается сигнализация поворотов. Для этого используется переключатель с нейтральным средним положением (см. таблицу с условными обозначениями в схемах электрических цепей). Предложи схему электрической цепи, позволяющей осуществлять такую сигнализацию поворотов. Учти, что при среднем положении рычажка переключателя ни одна из сигнальных лампочек не должна загораться. При повороте рычажка влево должны загореться две лампочки: лампочка указателя левого поворота и лампочка на щитке водителя. Тогда же, когда рычажок будет переведен в крайнее правое положение, должны загореться две лампочки: лампочка указателя правого поворота и сигнальная лампочка на щитке водителя (та же самая, что и при левом повороте). Все лампочки берутся одинаковыми.
 69874. Простой электромагнит нетрудно изготовить самому, намотав на гвоздь 30 - 40 витков изолированного провода (условное обозначение обмотки электромагнита приведено в таблице условных обозначений в схемах электрических цепей). Сделай такой электромагнит, а затем собери цепь по схеме, изображенной на рисунке Испытай магнитные свойства сердечника (стального гвоздя) в случаях, когда цепь замкнута и когда она разомкнута. Самодельный электромагнит можно подключать только к батарейке от карманного фонаря! Определи, который из полюсов электромагнита является южным, а который — северным. Можно ли на месте северного полюса электромагнита получить южный? Что для этого нужно сделать?
 69875. На рисунке а изображены детали школьного электромагнитного реле. В собранном виде электромагнитные реле показаны на рисунке б (реле с нормально разомкнутыми, иначе говоря, с замыкающими контактами В и С) и на рисунке в (реле с нормально замкнутыми или, иначе говоря, размыкающими контактами А и В). При прохождении тока по обмотке электромагнита Эм якорь В притягивается к сердечнику электромагнита. Это приводит в одном случае к замыканию контактов В и С (рис. б), а в другом случае к размыканию контактов В и А (рис. в). Используя детали школьного электромагнитного реле, собери и испытай устройство, схема которого приведена на рисунке К чему приводит замыкание ключа? Почему? Для какой цели можно применить это устройство?
 69876. Объясни, как будут действовать цепи, схемы которых представлены на рисунках и 44. Собери и испытай эти цепи.
 69877. При открывании дверцы холодильника внутри холодильника загорается лампочка, которая горит, пока дверца открыта. Стоит закрыть дверцу, и лампочка внутри холодильника погаснет. Предложи схему электрической цепи с лампочкой, которая действовала бы подобно электрической цепи с осветительной лампочкой внутри холодильника.
 69878. На рисунке изображена схема электрической цепи с двумя сигнальными лампочками и кнопкой, которая обладает одной парой замыкающих и одной парой размыкающих контактов. Кнопка имеет защелку. При повторном нажатии кнопка освобождается и возвращается в начальное положение. Такая кнопка называется кнопкой с самофиксацией и с возвратом после повторного нажатия. Предложи, как вместо этой кнопки можно применить двухполюсный переключатель.
 69879. Предложи систему сигнализации между двумя помещениями. В системе следует использовать два электрических звонка и две звонковые кнопки.
 69880. Составь схему электрической цепи, состоящей из двух лампочек, кнопки, электрического звонка и однополюсного переключателя. Цепь предназначается для вызова хозяина дома и получения информации о том, дома хозяин или нет. Цепь должна работать следующим образом. Когда переключатель находится в одном фиксированном положении, то нажатие на кнопку должно привести в действие звонок и лампочку, освещающую табло с надписью «Подождите, сейчас открою». Если же переключатель находится в другом положении, то нажатие на кнопку должно привести в действие другую лампочку, помещенную под табло с надписью «Хозяина нет дома». Звонок при этом не должен работать. Собери и испытай предложенную тобой цепь.
 69881. В распоряжении каждого из двух играющих имеется по одному пульту. На каждом из пультов установлен переключатель с нейтральным средним положением. После того, как будет дан световой или звуковой сигнал (его подает «судья»), каждый игрок должен сразу перевести переключатель в одно из крайних положений А или В. Если оба играющих сделают одно и то же, то выигрывает игрок 1, в противном случае — игрок 2. Предложи схему электрической цепи, в которой бы при выигрыше игрока 1 зажигалась сигнальная лампочка H1, а при его проигрыше — лампочка Н2 (что соответствует выигрышу игрока 2).
 69882. На рисунках и 47 изображены схемы электрических цепей с электромагнитными реле. Чем отличаются эти цепи друг от друга? Как они работают? Используя детали школьного электромагнитного реле или телефонное реле любого типа, собери эти цепи и испытай их в работе. Основные детали электромагнитного реле показаны на рисунке .
 69883. Как работают цепи, схемы которых приведены на рисунках , 50 и 51, если кнопки не нажаты? Какие изменения в работе цепей произойдут, если кнопки будут нажаты? Пояснение. Встречаются реле, снабженные не одной, а двумя-тремя и более группами контактов. Контакты могут быть разных видов — замыкающими, размыкающими и переключающими. На схемах номер соответствующей группы контактов указывается после точки, поставленной за обозначением обмотки реле. Пример: обмотка реле на рисунке обозначена символом K1, а первая и вторая группы (пары) контактов этого реле обозначены соответственно символами К1.1 и К1.2.
 69884. Что произойдет, если нажать кнопку в цепи, изображенной схематически на рисунке ?
 69885. Чем работа цепи, изображенной схематически на рисунке , отличается от работы цепи, схема которой приведена на рисунке ?
 69886. Предложи схему электрической цепи, в которой было бы возможным, нажимая на кнопки, изменять направление тока в обмотке электромагнита на обратное. Допустимо применять кнопки с различными наборами контактов.
 69887. Укажи несколько способов применения двухполюсного переключателя для изменения направления тока в обмотке электромагнита на обратное. Для чего может понадобиться такая цепь? Как убедиться в смене полюсов электромагнита? Приведи схемы предложенных тобой электрических цепей. Собери и испытай эти цепи.
 69888. Предложи схему электрической цепи, в которой одновременно с включением электродвигателя гасла бы одна сигнальная лампочка и зажигалась бы другая сигнальная лампочка. Собери эту цепь, использовав двухполюсный переключатель, и испытай ее. Учти, что двигатель и сигнальная лампочка должны быть включены параллельно.
 69889. На рисунке приведены схематические изображения трех лампочек и источника тока. Начерти схемы электрических цепей для следующих четырех случаев: а) лампочки Н1, Н2 и НЗ подключаются к источнику тока параллельно; б) лампочки H1, Н2 и НЗ подключаются к источнику тока последовательно; в) к источнику тока подключается лампа H1 и последовательно с нею подключается параллельное соединение двух ламп Н2 и НЗ; г) к источнику тока подключается лампа H1 и параллельно с нею подключаются последовательно соединенные лампы Н2 и HЗ.
 69890. В физической лаборатории возникла необходимость собрать такую электрическую цепь, в которой было бы возможно после ее включения под напряжение быстро переключать три электрические лампочки с последовательного соединения на параллельное и обратно — с параллельного соединения на последовательное. Предложи схему электрической цепи, позволяющей осуществлять такое переключение, используя двухполюсный переключатель (выключатель).
 69891. Собери электрическую цепь с лампочкой и резистором, показанную на рисунке , испытай ее. Объясни, к каким изменениям в работе цепи приведет нажатие кнопки. Как будут гореть лампы H1 и Н2 в цепи, схема которой приведена на рисунке , до и после того, как будет нажата кнопка?
 69892. С одного места одним движением руки нужно подавать сигналы «да» и «нет» в две разные комнаты. При этом, если в одной из комнат получают сигнал «да» (загорается зеленая лампочка), то в то же самое время в другой комнате должны получить сигнал «нет» (там должна загореться красная лампочка). Предложи схему цепи для такой сигнализации, собери и испытай предложенную тобой электрическую цепь.
 69893. Предложи схему электропроводки, которая позволяла бы одну и ту же лампочку включать и выключать с двух различных и удаленных друг от друга мест. Собери и испытай предложенные тобой варианты электрических цепей.
 69894. В технике для обеспечения большей надежности какого-либо устройства дублируют в этом устройстве отдельные узлы или детали. Зная это, предложи схему цепи, предназначенной для освещения комнаты. Даже одновременный выход из строя любой из двух ламп и любого из двух выключателей (переключателей) не должен мешать включению и выключению неперегоревшей лампочки исправным выключателем (переключателем).
 69895. Каждый из трех переключателей в цепи, схема которой изображена на рисунке , может находиться в одном из двух крайних положений. Верно ли утверждение, что в этой цепи возможно включение и выключение лампочки любым из трех переключателей, независимо от того, в каких положениях находятся два других переключателя?
 69896. Жильцы трехэтажного дома в целях экономии электроэнергии устроили такую проводку, которая позволяла включать или выключать одновременно все три лампочки на лестнице и еще одну у подъезда с любой из трех лестничных площадок или у входа в подъезд. При этом включение или выключение всех ламп осуществлялось любым из переключателей, независимо от того, в каких положениях находились все другие переключатели. Какой могла быть схема этой цепи?
 69897. Для освещения длинного коридора требуется предложить схему электрической цепи, состоящей из двух лампочек и трех переключателей. Цепь должна отвечать следующему требованию: любой проходящий по коридору человек, движущийся от начала к концу коридора или в обратном направлении (независимо от того, в каком направлении по коридору прошел предыдущий посетитель), должен иметь возможность первым переключателем включить первую лампочку, вторым переключателем (в середине коридора) выключить первую и включить вторую лампочку и, наконец, последним переключателем выключить вторую лампочку. Собери и испытай собранную по разработанной тобой схеме цепь.
 69898. Пусть для освещения длинного коридора требуется использовать несколько (три, четыре, пять...) лампочек, включающихся поочередно и сопровождающих своим светом идущего по длинному коридору человека. Составь схему такой цепи, которая давала бы возможность освещать коридор выбранным тобой числом лампочек, включаемых поочередно.
 69899. При съемке с двумя фотолампами, срок службы которых невелик, рекомендуется во время наводки фотоаппарата на резкость включать лампы в сеть последовательно, а затем, при съемке, переключать их на параллельное соединение. Как можно осуществить такое переключение ламп, используя двухполюсный переключатель? Собери и испытай разработанные тобой варианты электрических цепей.
 69900. Предложи схему электрической цепи с электромагнитным реле, предназначенную для пуска электродвигателя нажатием кнопки. При этом следует выполнить условие: реле должно срабатывать при нажатии на кнопку и не переставать работать после того, как кнопка будет отпущена. При конструировании цепи используй реле с двумя парами замыкающих контактов. Собери и испытай предложенную тобой цепь. Подумай, что нужно сделать, чтобы ток в обмотке электромагнита реле прекратился.