Earth curvature of space2 curvature of space1
Банк задач

Вход на сайт
Регистрация
Забыли пароль?
Статистика решений
Тип решенияКол-во
подробное решение60032
краткое решение7560
указания как решать1341
ответ (символьный)4704
ответ (численный)2335
нет ответа/решения3772
ВСЕГО79744

База задач ФизМатБанк

 33401. Аморфное тело, как и жидкость, изотропно, то есть свойства его во всех направлениях одинаковы. В отличие от аморфных тел кристаллы анизотропны, то есть физические свойства их (упругие, механические, тепловые, электрические, магнитные, оптические и другие) будут различными по различным направлениям. Затвердевший металл представляет собой совокупность большого числа сцепленных друг с другом мелких кристалликов. Значит ли это, что свойства такого поликристаллического тела будут различными по всем направлениям?
 33402. Почему металлы с мелкозернистой структурой прочнее металлов с крупными зернами?
 33403. В закрытом со всех сторон сосуде находится неидеальный газ, молекулы которого при ударах о стенки передают им часть кинетической энергии. В результате чего, очевидно, сосуд будет нагреваться, если считать, что он теплоизолирован от окружающей среды. Так ли это?
 33404. В воздухе, наполняющем комнату, рассуждал английский физик Максвелл, при любой температуре есть молекулы, движущиеся и быстро и медленно (на рисунке шарики разных размеров изображают молекулы различных газов, у быстрых молекул крылья направлены назад, у медленных раскинуты в стороны). Разделим комнату перегородкой, снабженной дверцей, и предположим, что у этой дверцы станет робот, способный различать быстрые и медленные молекулы. Если теперь открывать дверцу в тот момент, когда к ней подлетают быстрые молекулы, и закрывать путь медленным молекулам, то через некоторое время все быстрые молекулы окажутся в одной части комнаты. Следовательно, температура воздуха в комнате по обе стороны перегородки окажется неодинаковой. Там же, где имеется разность температур, может происходить превращение тепла в механическую работу. Значит, в данном случае может быть построен вечный двигатель. Как же это согласуется с действительностью?
 33405. Чем больше сжимается горючая смесь в цилиндре карбюраторного двигателя, тем больше его мощность. Однако на практике объем горючей смеси уменьшают только в 7—8 раз. Чем это объяснить?
 33406. Два одинаковых по величине, но противоположных по знаку заряда создают электрическое поле. На горизонтальную гладкую плоскость, расположенную между зарядами, в точку А силовой линии помещают маленький положительно заряженный шарик массой m (рис.). Будет ли шарик двигаться по силовой линии?
 33407. Положительно заряженный шар А индуцировал заряды на незаряженном проводнике В (рис. ). После этого проводник В соединили с землей, как показано на рисунке пунктиром. Можно ли таким путем зарядить проводник В положительно?
 33408. Поверхность резинового шара, помещенного на изолированную подставку, покроем проводящим слоем мыльного раствора. Если теперь, зарядив шар, соединить его с электрометром, то стрелка отклонится на некоторый угол. Увеличивая размеры шара, мы заметим уменьшение угла отклонения стрелки от стержня, хотя заряд шара не меняется. Следует ли из этих рассуждений, что потенциал проводника, заряженного одним и тем же зарядом, может принимать различные значения?
 33409. Представьте себе, что к внутренней поверхности металлической сферы подносят маленький шарик, несущий заряд электричества + q. (В сфере есть отверстие.) При соприкосновении шарика со сферой заряд +q перейдет на сферу и распределится по ее внешней поверхности. Процесс переноса заряда +q на сферу можно повторять много раз. В результате потенциал сферы U1 станет больше потенциала шарика U = q/4пe0r, где е0 — диэлектрическая постоянная в системе МКС, r — радиус шарика. Получается, что при соприкосновении шарика со сферой положительный заряд переходит от меньшего потенциала к большему. Но это, как известно, невозможно. Найдите ошибку в рассуждении.
 33410. Можно ли на концах стеклянной и медной палочек получить одновременно два разноименных заряда?
 33411. Предположим, что двум шарам — большому и малому — сообщили одинаковый заряд электричества. Очевидно, электроемкость большого шара будет значительно больше электроемкости малого. Следовательно, по формуле U = g/C потенциал малого шара будет больше потенциала большого шара. Но работа пропорциональна потенциалу. Значит, малый шар произведет большую работу, чем большой, отталкивая один и тот же маленький шарик, заряженный одноименным электричеством. Количество электричества на большом и малом шарах одинаково, следовательно, по закону Кулона и силы взаимодействия между каждым из этих шаров и маленьким шариком тоже одинаковы. Как же равные силы могут произвести неравные работы?
 33412. В электрическом поле потенциал точки А выше потенциала точки В (рис. ). Однако если поместить в это поле проводник AB, то ток по нему идти не будет. Почему?
 33413. Плоский воздушный конденсатор зарядили и отключили от батареи. Сила притяжения между пластинами не изменится, если их несколько сблизить. Не противоречит ли это закону Кулона, который утверждает, что сила взаимодействия между зарядами обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними?
 33414. Всегда ли между проводником, заряженным положительно, и проводником, заряженным отрицательно, имеется разность потенциалов?
 33415. Могут ли существовать токи, текущие от более низкого потенциала к более высокому?
 33416. Предложен следующий проект вечного двигателя(рис. ). В сообщающиеся сосуды налит керосин. Одно колено сосуда помещено в сильное электрическое поле между обкладками конденсатора, за счет чего уровень керосина в этом колене выше, чем в другом. Через два блока перекинута цепочка из шариков, удельный вес материала которых меньше удельного веса керосина. Подъемная сила, действующая на шарики, будет больше в левом колене, чем в правом, поскольку в левом колене больше шариков погружено в керосин. Цепочка вследствие этого, по мысли изобретателя, должна начать вращаться по часовой стрелке. Почему в действительности вращения не возникает?
 33417. Постоянный электрический ток в проводниках представляет собой направленное движение свободных электронов. Электрический ток распространяется по проводам со скоростью, практически равной скорости света. Значит ли это, что свободные электроны в проводах движутся со скоростью света? Ведь если предположить, что это так, то движение электронов, которые сталкиваются с другими электронами, привело бы, безусловно, к очень быстрому нагреванию проводов линии передачи электрической энергии.
 33418. Пропустим ток одинаковой силы через провода равного сечения, но один провод «голый», а другой — «одетый» в изоляцию. Естественно предположить, что более нагретым окажется изолированный провод. В действительности получается наоборот. В чем дело?
 33419. Амперметр показывает силу тока 0,1 а (рис. , а). Если последовательно в цепь включить еще одну такую же лампочку (рис. , б), то, вероятно, сила тока в цепи будет везде одинакова. Ток, который пройдет через одну лампочку, пройдет и через другую. Следовательно, показания амперметра не изменятся. В действительности это не так. Какую величину тока будет показывать амперметр?
 33420. У проводников постоянного сечения электрическое сопротивление R прямо пропорционально длине l и обратно пропорционально сечению S, так что R = p l/S, где р — удельное сопротивление материала проводника. Поэтому, погрузив огромные электроды батареи в море, мы должны были бы получить ничтожное сопротивление, так как в этом случае имеем проводник с громадной площадью сечения. Следовательно, прокладка дорогостоящего подводного кабеля для телеграфного соединения материков, в сущности, стала бы излишней. Является ли такое рассуждение правильным?
 33421. Закон Джоуля—Ленца утверждает, что количество выделяемого в проводнике тепла пропорционально его сопротивлению. Отсюда следует, что можно от ничтожно малого тока получать неограниченно большое количество теплоты, пользуясь огромными сопротивлениями. Тогда электрические грелки были бы самыми выгодными. В действительности это далеко не так. Почему?
 33422. Почему при коротком замыкании напряжение на клеммах источника тока близко к нулю, ведь ток в цепи имеет наибольшее значение?
 33423. Является ли работа, совершаемая источником тока во внутренней части цепи, величиной постоянной для данного источника? Ответ обосновать.
 33424. Из закона Ома для участка цепи l = U/R следует, что с увеличением напряжения U ток l в цепи возрастает (R = const). Сопротивление R никогда не может быть отрицательным. Особенность работы четырехэлектродной лампы в динатронном режиме заключается в том, что при увеличении анодного напряжения анодный ток лампы не возрастает, как это должно быть по закону Ома, а наоборот, уменьшается. Этот вывод является признаком того, что действующее в цепи сопротивление является отрицательным. Как это положение согласовать с законом Ома?
 33425. Направление переменного тока и величина напряжения все время меняются от максимального значения до нуля и обратно. Почему же лампа накаливания светит не мигая?
 33426. Пусть по кольцевому проводнику (рис. ) течет индукционный ток. Предполагается, что сопротивление меньшей части кольца между точками А и В известно и равно r, сопротивление большей его части между теми же точками равно R и падение напряжения на меньшей части проводника в направлении от А к В, указанном на чертеже стрелкой (направление тока), в рассматриваемый момент времени равно U. При этих условиях ток на участке от А к В по закону Ома должен быть равен l = U/r. Поскольку ток во всех сечениях проводника должен быть одинаковым, а падение напряжения между теми же точками по длинному пути от В к A должно быть опять равно U, но с обратным знаком, то по тому же закону Ома тот же ток должен быть равен l = -U/R. Сопоставив соотношения (1) и (2), устанавливаем, что r = -R. Где же допущена нами ошибка?
 33427. Известно, что электрические лампочки в трамвае рассчитаны на 127 в. Откуда же берется напряжение для питания этих ламп, ведь в трамвайном проводе напряжение 600 в, а трансформировать постоянный ток нельзя?
 33428. Если перегорит лампочка в цепи (рис. ), то, очевидно, вольтметр окажется включенным последовательно и будет показывать силу тока. Так ли это?
 33429. В некоторой цепи имелся участок, изображенный на рисунке . Двое учащихся обсуждали, как будет направлен ток на участке АСВ, если соединить точки А и В проводником, показанным пунктиром. Первый учащийся сказал, что поскольку ток всегда идет от плюса к минусу, а плюс находится со стороны А, то на «пунктирном» участке ток пойдет в направлении АСВ. Второй учащийся сказал, что так как на основном участке ток идет от В к А, а в точке В цепь разветвляется, то на «пунктирном» участке ток будет идти в направлении ВСА. Кто из них прав?
 33430. Если в цепи ABCDEFA действуют равные и прямо противоположные э. д. с, то тока в цепи не будет (рис. ). Точно так же, независимо от какой бы то ни было теории ответвленных токов, можно считать очевидным следующее положение: если нет тока в главной цепи ABCDEFA, то нет его и в ответвлении CMNEDC. С другой стороны, параллельное соединение элементов в батарею делается именно по схеме, изображенной на рисунке . Следовательно, на основании вышесказанного можно сделать заключение, что при параллельном соединении элементов никакого тока получить нельзя. Но это не согласуется с действительностью.
 33431. По закону Джоуля - Ленца Q = l2Rt и Q = U2/R t. Таким образом, допуская справедливость обеих формул, мы, кажется, приходим к противоречию: количество тепла, выделяющееся в проводнике при прохождении по нему электрического тока, одновременно и прямо пропорционально и обратно пропорционально сопротивлению участка цепи R.
 33432. Если в квартире включить мощный потребитель электрической энергии (плитку), то лампы накаливания в первый момент светят слабее, а затем немного ярче. Объясните наблюдаемое явление. Как бы оно протекало, если бы вместо плитки включили ламповый реостат из ламп с угольной нитью?
 33433. Между нитью накала, испускающей электроны, и проводящим кольцом создана разность потенциалов (рис. ). Электроны движутся ускоренно вдоль оси кольца (пунктирная прямая). При этом их кинетическая энергия увеличивается, в то время как батарея, создающая разность потенциалов U, не совершает работы, так как ток в цепи не идет. (Предполагается, что электроны не попадают на кольцо.) Как это согласовать с законом сохранения энергии?
 33434. Чтобы часть энергии электрического тока превратилась в тепло, необходимо, чтобы ток встретил на своем пути сопротивление. Тепло в лампе между катодом и анодом не выделяется, потому что сопротивление равно нулю (движение электронов происходит без столкновения). Анодный ток, безусловно, течет через анод, который представляет собой определенное электрическое сопротивление. Анодный ток лампы 6ПЗС радиоприемника составляет около 0,05 a, а R = 0,01 ом. Из формулы Джоуля - Ленца Q = l2Rt следует, что на аноде выделится приблизительно такое количество тепла, которое нужно для нагревания 1 см3 воды на 1°. Очевидно, что при этих условиях анод совершенно не нагреется. В действительности, аноды нагреваются очень сильно, иногда докрасна. Почему?
 33435. Чем объяснить, что предохранители в радиоприемниках чаще всего перегорают при включении?
 33436. Известно, что чем ближе подносится магнит к железу, тем сильнее оно притягивается к магниту. Проделаем такой опыт. Возьмем прямой магнит и приложим к одному из его концов стержень из мягкого железа несколько большей длины, чем магнит (рис. , а). Затем, держа магнит со стержнем в вертикальном положении, поднесем свободный конец стержня к железным опилкам. Они моментально притянутся к стержню. Теперь, не отрывая магнита, начнем его медленно опускать по стержню (рис. , б). Как только магнит приблизится к кусочкам железа на определенное расстояние, они отпадут от стержня. Чем это можно объяснить?
 33437. На нитке висит вертикально гвоздик, недалеко от него установлен прямолинейный магнит (рис. ). Как, не касаясь ни гвоздика, ни магнита, привести гвоздик в движение, заставить его качаться подобно маятнику?
 33438. Известно, что электромагнит притягивает к полюсу железные предметы. Один полюс электромагнита будет действовать слабее двух. Поэтому при изготовлении электромагнита необходимо насадить две катушки на прямой стержень. Для использования силы обоих полюсов электромагнита придадим ему подковообразную форму (рис. ). Однако может случиться, что такой электромагнит, включенный в цепь постоянного тока, не притягивает железного стержня, касающегося обоих полюсов электромагнита. Таким образом, один полюс электромагнита притягивает куски железа, а два — не притягивают. Отчего это происходит?
 33439. Колесо, сделанное из тонкой железной проволоки, может вращаться в горизонтальной плоскости (рис. ) с ничтожным трением. На расстоянии 1—1,5 см от обода колеса располагается магнит. Железное колесо притягивается к магниту, но не вращается. Если подставить газовую горелку под обод перед одним из концов магнита, приобретенное тепло будет равномерно распределяться между всеми частями обода. Колесо должно было бы стоять неподвижно, потому что магнит одинаково притягивает к себе равные раскаленные части колеса. В действительности колесо вращается. Укажите ошибку в рассуждениях.
 33440. На двух катушках одинакового диаметра намотан изолированный провод. Включим их поочередно в электрическую цепь. При этом окажется, что одна из катушек обнаруживает магнитные свойства — притягивает стальную пластинку, вторая — нет, хотя амперметр показывает, что и через нее проходит ток. Катушки намотаны одинаковым проводом, имеют равные размеры и равное число витков, обе они не имеют сердечника. Чем объяснить странное поведение второй катушки?
 33441. Как узнать, какой в электрической цепи ток: переменный или постоянный, если нет ни одного электрического прибора?
 33442. Через конденсатор с бумажным диэлектриком не проходит постоянный ток. Если включить лампочку в цепь переменного тока через конденсатор, то лампочка горит. Если же заменить бумажный диэлектрик лучшим диэлектриком (как стекло или фарфор) такой же толщины, то лампочка горит ярче. Значит ли это, что переменный ток проходит через конденсатор тем легче, чем лучшим изолятором является его диэлектрик?
 33443. Как известно, согласно закону Кулона сила взаимодействия между двумя электрическими зарядами меньше в воде, чем в воздухе. Казалось бы, этим можно воспользоваться для создания «вечного двигателя» следующим образом: взяв два разноименных заряда в точках а и b (рис. ), сблизить их в воздухе, одновременно опустить в воду, раздвинуть под водой, затем одновременно поднять в воздух в прежние положения и далее повторять весь процесс сначала. При этом работа, полученная при сближении, больше той, которая затрачивается при раздвигании, так как силы электрического взаимодействия в воздухе больше, чем в воде. Укажите ошибку в рассуждениях.
 33444. Представьте себе, что где-то недалеко от человека оборвался провод высокого напряжения и коснулся земли. Тотчас же по земле во все стороны от места падения начнет распространяться ток большой величины. В каком случае человек окажется в большей безопасности: когда земля мокрая или сухая? Казалось бы, естественно, что на сухой земле человек будет в большей безопасности, ведь мокрая земля лучше проводит электрический ток. В действительности происходит обратное.
 33445. Возьмем трансформатор в виде катушки с железным сердечником, оденем на выступающий конец его медное кольцо вместо вторичной обмотки и включим его первичную обмотку через реостат в сеть переменного тока (рис. ). Придерживая кольцо рукой, чтобы оно не слетело с сердечника, мы убеждаемся, что кольцо сильно нагревается. Очевидно, что вокруг сердечника электромагнита, питаемого переменным током, возникает переменное магнитное поле, которое вызывает индукционный ток в кольце. Однако величина тока, проходящего через обмотку электромагнита, недостаточна, чтобы нагреть ее. Но почему же кольцо, которое значительно толще обмотки, сильно нагрелось?
 33446. Почему, если подключить к карманной батарейке электрический звонок, а потом дотронуться руками до оголенных проводов этой цепи, руки ощущают толчки? Ведь дотронувшись руками до обоих полюсов карманной батарейки, мы таких толчков не ощущаем.
 33447. Электрический ток — это направленное движение электрических зарядов. Провода, идущие на изготовление катушки, должны иметь возможно меньшее сопротивление: чем меньше сопротивление, тем медленнее затухают колебания в контуре. Однако встречаются контурные катушки, сделанные из стеклянной трубки, покрытой сверху тонким слоем серебра. Сопротивление стеклянной палочки электрическому току столь велико, что его невозможно измерить. Как же согласовать два положения, противоречащих друг другу: во-первых, стекло является хорошим изолятором, и, во-вторых, катушки должны изготовляться из материала, обладающего наименьшим сопротивлением?
 33448. Если конденсатор, несущий на себе заряд Q, разрядить через электролитическую ванну с подкисленной водой, то выделится m граммов гремучего газа. По закону Фарадея количество выделяющегося при электролизе вещества зависит только от количества прошедшего электричества. Значит, если разряжать конденсатор через n последовательно соединенных ванн, то выделится mn граммов гремучего газа, n можно сделать сколь угодно большим и получить любое количество газа. Сжигая этот газ, получим любое количество энергии, что явно противоречит закону сохранения энергии, так как начальная энергия заряженного конденсатора не бесконечно велика. В чем здесь дело?
 33449. Направление вращения мотора постоянного тока зависит от направления тока в обмотках. Как же трамвай ходит в обе стороны, хотя провод всегда положителен, а рельсы отрицательны?
 33450. Может ли трамвайный вагон, двигаясь, не только не потреблять энергию от станции, но и отдавать ее в сеть?
 33451. На первый взгляд кажется, что при вращении якоря электромотора количество потребляемой им энергии тем больше, чем больше скорость вращения якоря. В действительности же все происходит наоборот. Как это объяснить?
 33452. Известно, что катодные лучи представляют собой поток отрицательно заряженных частиц — электронов. Ток в проводнике — это тоже направленное движение электронов. Почему же тогда два параллельных проводника, по которым проходит ток в одном направлении, притягиваются, а два параллельных катодных пучка отталкиваются?
 33453. Известно, что четкость тени, которую отбрасывает на экран непрозрачное тело, зависит только от взаимного расположения источника света, предмета и экрана. Однако если вилка освещается свечой и дает тень на стене (рис. ), то при вертикальном положении вилки тень воспроизводит отчетливо форму ее зубцов, а при горизонтальном положении вилки тень размыта и зубцов не видно.
 33454. Тени телеграфных столбов утром и вечером удлиняются. Меняется ли в течение дня длина тени от проводов?
 33455. Если приблизить небольшой темный предмет почти вплотную к плоскому зеркалу, то в нем будут видны два изображения предмета. Правда, второе изображение будет менее четко. Отчего это происходит?
 33456. На полированный металлический шар слева падает параллельный однородный пучок света. Допустим, что шар полностью отражает все падающие на него лучи. Естественно предположить, что максимальный отраженный от шара световой поток будет направлен влево, направо лучи вообще не отражаются. В действительности происходит совершенно иное: шар влево и вправо отражает совершенно одинаково. Как объяснить это непонятное явление?
 33457. Почему металлизированная спецодежда (одежда, покрытая тонким слоем фольги) предохраняет сталеваров, прокатчиков от жары?
 33458. Можно ли добыть огонь с помощью льда?
 33459. Поставьте на стол плоское зеркало, сядьте против него и зажмурьте, например, правый глаз. После этого наклейте на зеркало небольшую бумажку так, чтобы закрытый глаз не был виден. Затем, не сдвигая бумажки и не меняя положения головы, зажмурьте левый глаз, а правый откройте. При этом вы опять не увидите зажмуренного глаза. Почему так происходит?
 33460. Параллельный пучок лучей, проходя через двояковогнутую линзу, становится расходящимся. Следовательно, получение действительного изображения с помощью такой линзы невозможно. Однако существует условие, при котором двояковогнутая линза может давать действительное изображение. Что это за условие?
 33461. Известно, что свет распространяется прямолинейно, однако существуют среды, где лучи распространяются по криволинейным траекториям. Где происходят такие явления?
 33462. Известно, что теплота передается с помощью теплопроводности и лучеиспускания. Но и кусок льда распространяет вокруг себя холод совершенно так же, как печка создает кругом себя теплоту. Если теперь у двух противоположных стен длинного зала установить большие вогнутые зеркала, в фокусе одного из которых находится кусок льда, то термометр, находящийся в фокусе второго зеркала, обнаружит холод. Следует ли отсюда, что холодные тела испускают холод подобно тому, как нагретые тела излучают тепло?
 33463. Если два тела до известной степени не пропускают какого-либо вещества, звука, тепла и т. д., то, введя одно тело в промежутки между частями другого, мы получим новое с еще большей задерживающей способностью. Например, если в полупроницаемой для воды перегородке заполнить поры твердым веществом, то она может стать непроницаемой. Если промежуток между двумя плохо проводящими звук или теплоту стенками заполнить проводником, худшим, чем воздух, то получим еще худший проводник, и т. д. В области же света можно указать явление, не подчиняющееся этому закону. Бумага и стеарин — тела почти непрозрачные. Но если капнуть стеарином на бумагу, то, как известно, получится прозрачное пятно. Таким образом, непрозрачный стеарин, заполнив поры непрозрачной бумаги, сделал ее прозрачной. Как это объяснить?
 33464. Почему стекла автомобильных фар имеют с внутренней стороны рифленую поверхность?
 33465. Оптические приборы не могут увеличить яркость объекта. Почему же в телескопе звезды кажутся более яркими и могут быть видны даже днем?
 33466. Казалось бы, лупа должна увеличивать все без исключения. Однако существуют такие объекты, которые лупа не увеличивает. Какие это объекты?
 33467. Почему очки с темными стеклами предохраняют глаза электросварщика от вредного действия лучей электрической дуги?
 33468. Для чего сторону лопастей винта самолета, обращенную к кабине летчика, окрашивают в черный цвет?
 33469. При конструировании различных оптических приборов (оптических систем) приходится решать задачу максимально возможной концентрации световой или тепловой энергии. Примером такой системы служит «отражательный конус» (рис. ), ось симметрии которого OO' и является осью системы. Пучок лучей, падающий на основание конуса О, поверхность которого является идеально отражающей, после многократных отражений рано или поздно выходит через отверстие О', которое может быть как угодно мало, что и решает поставленную задачу. Так ли это?
 33470. Фотограф увидел, что во время фотографирования на объектив его фотоаппарата села муха. Очевидно, на снимке появится изображение мухи. Так ли это?
 33471. Пусть какое-нибудь тело (самолет) излучает инфракрасные лучи. Как собрать эти лучи? Сигналы излучателя слабы, так как он находится на далеком расстоянии, следовательно, их нужно усилить. Эту задачу, казалось бы, хорошо решает оптическая система типа простой зрительной трубы (рис. ), которая имеет большое поле зрения. Пусть О1— объектив, О2 — окуляр, Р — выходной зрачок системы, то есть изображение объектива, даваемое окуляром. Приемное устройство (например, фотоэлемент, термоэлемент) устанавливается так, чтобы светочувствительный (теплочувствительный) слой совпадал с выходным зрачком. Предположим, что телескопическая система O1О2 имеет угловое увеличение u'/u = y. Очевидно, диаметр выходного зрачка в y раз меньше, чем диаметр объектива. Вся падающая энергия на объектив O1 попадает затем на выходной зрачок Р, но концентрируется там на площади в y2 раз меньшей, чем площадь объектива (потерями энергии пренебрегаем). Значит, приемный элемент получает в y2 раз больше энергии, чем он получал бы при отсутствии оптической системы. Таким образом, оптическая система усиливает энергию по всем направлениям. Выполнимы ли требования, поставленные в данной задаче?
 33472. Почему в практике для сигнала остановки выбран красный цвет?
 33473. Какого цвета увидел бы небо наблюдатель, попавший на Луну?
 33474. Возьмите в левую руку свернутую из бумаги трубку, держите ее перед левым глазом и смотрите через нее на освещенный отдаленный предмет,например на картину на противоположной стене. Затем поставьте ладонь правой руки перед правым глазом так, чтобы край ладони касался стенки трубки. Обе руки должны находиться приблизительно на расстоянии 15—20 см от глаза. Казалось бы, что при этих условиях трудно видеть правым глазом. Между тем наблюдатель замечает, что он глядит сквозь отверстие в правой руке и при этом видит упомянутую картину. Отверстие находится приблизительно на том месте, где на рисунке изображен круг. Объясните это явление.
 33475. Известно, что если разность хода световых лучей равна kL, где k — целое число, а L — длина волны, то волны усиливают друг друга. В точках О1 и O2 находятся источники (рис. ), свет от которых распространяется в вакууме и попадает в точку А. Расстояние О2А - О1А = L. Можно ли утверждать, что в точке А — интерференционный максимум?
 33476. Если сквозь чистую, слегка прозрачную ткань посмотреть на свет отдаленного фонаря, то видно множество светлых пятнышек, расположенных в строго определенном порядке. Если сильно растянуть ткань или расположить ее наклонно к лучу зрения, пятнышки меняют свое положение. Отчего это происходит?
 33477. Возьмите с полки книгу в светлом переплете яркого цвета, например светло-красного. Если на ней есть буквы, смотрите в какую-нибудь точку, где пересекаются две линии. Если на книге нет надписи или какого-либо украшения, то сделайте на поверхности ее маленький знак. Держите голову и книгу неподвижно и смотрите пристально на выбранную точку в течение минуты или хотя бы полминуты. Все это время нельзя отводить глаз от намеченной точки. Спустя приблизительно полминуты, посмотрите на большую совершенно белую поверхность. Вы должны были бы увидеть белую поверхность, но в действительности увидите изображение той же книги, но в другой окраске. Почему?
 33478. Если пучок дневного света пропустить сначала через желтое стекло, а затем через синее, то, по всей вероятности увидим все в зеленом свете. Опыт показывает, что в результате такого пропускания света получается темнота. Значит ли это, что закон смешения цветов неверен?
 33479. Солнечные лучи одинаково нагревают парник и окружающую его землю. Однако температура в парнике будет гораздо выше, чем температура вне его. Простейший парник — это плотно сколоченный ящик, в который насыпана земля. Одна сторона ящика застеклена. Откуда же берется дополнительное тепло?
 33480. Движения фигур на киноэкранах протекает скачкообразно. Однако благодаря быстрой смене кадров (24 в секунду) и свойству глаза сохранять зрительные впечатления в течение некоторого времени (от 1/13 до 1/34 сек) движения фигур на экране кажутся нам плавными. Всякое же действительное плавное движение тем более должно восприниматься глазом как плавное. Однако если в темном зале во время киносеанса провести несколько раз из стороны в сторону, между лицом и экраном, ладонью руки, то покажется, что темные пальцы ладони движутся на фоне светлого экрана не плавно, а рывками. В предлагаемом опыте происходит явление, казалось бы, противоречащее всякой логике. «Настоящие» плавные движения руки представляются вдруг скачкообразными, и в тех же условиях отрывистые движения фигур на экране превращаются в плавные. В чем же дело?
 33481. Если нагреть на спиртовке медную пластинку, то на ее поверхности образуются разноцветные пятна. Отчего это происходит?
 33482. У вас есть моток тонкой проволоки, карандаш и тетрадь в клетку. Как вычислить примерную площадь поперечного сечения проволоки?
 33483. За сутки молодой бамбук может вырасти на 86,4 см. На сколько он вырастет за секунду?
 33484. Когда металлический шар, площадь поверхности которого S = 100 см2, покрыли тонким слоем хрома, масса шара увеличилась на 36 мг. Какой толщины слой хрома нанесен на шар, если известно, что масса хрома объемом 1 см3 равна 7,2 г?
 33485. При аварии судна в море вылилась нефть. Чему равна площадь образовавшегося пятна, если объем вылившейся нефти 1 м3, а толщина слоя 1/40000 мм?
 33486. В течение 6 суток толщина льда в пруду увеличивалась равномерно на 5 мм в сутки. Постройте график, выражающий зависимость между увеличением толщины льда и временем. При построении графика начальную толщину льда примите равной 10 мм.
 33487. Какой длины получился бы ряд из плотно уложенных друг к другу своими гранями кубиков объемом 1 мм3 каждый, если их взято столько, сколько их содержится в 1 м3?
 33488. Сколько потребовалось бы времени для того, чтобы уложить в ряд кубики объемом 1 мм3 каждый, если их взято столько, сколько их содержится в 1 м3, и если на укладку одного кубика требуется 1 с?
 33489. Как вычислить площадь фигуры, вырезанной из картона, если имеются весы с гирями, ножницы, полоска бумаги шириной 1 см?
 33490. Как с помощью линейки с ценой деления 1 мм, цилиндрических стеклянных сосудов, один из которых заполнен водой, карандаша и листа бумаги определить примерный объем тела неправильной геометрической формы? (Размеры тела таковы, что оно помещается в любом из сосудов.)
 33491. Как определить площадь внутреннего дна металлического толстостенного сосуда с небольшим отверстием вверху (рис. ), имея мензурку с водой, линейку и тонкий стальной стержень?
 33492. Вам даны кастрюля вместимостью 2 л, ведро с водой и чайник, в который необходимо как можно точнее отлить из ведра воду объемом 1 л. Как это можно сделать?
 33493. Брусок квадратного сечения со стороной квадрата а имеет массу m = 40 кг. Какой станет масса бруска, если длину его увеличить в 2 раза, а каждую сторону квадрата уменьшить в 2 раза?
 33494. Имеется 8 совершенно одинаковых по размеру и виду шаров. В одном из них сделана небольшая полость. Пользуясь только весами, определите, какой шар имеет полость. (Весы можно использовать не более двух раз.)
 33495. Возьмите поваренную соль массой 0,9 кг, два сосуда, весы и две гири массами 5 и 20 г. Как распределить соль в сосуды: в один 0,2 кг, в другой 0,7 кг — при условии, что весами можно пользоваться только 3 раза?
 33496. На какой угол поворачивается Земля вокруг своей оси за 1 мин?
 33497. Как определить массу груза на неравноплечих весах?
 33498. Предложите проект установки, с помощью которой по заданной программе будут поливаться цветы в комнате во время вашего отсутствия в период летних каникул.
 33499. Длина швейной нити в катушке 200 м. Достаточно ли одной катушки, чтобы получить кусок нити длиной в одну миллионную длины железнодорожного пути между Санкт-Петербургом и Москвой, равной 650 км?
 33500. Мальчик решил изготовить в качестве наглядного пособия глобус диаметром, в миллиард раз меньшим диаметра Земли. Поместится ли такой глобус в классной комнате? (Радиус Земли принять равным 6400 км.) Ответ обоснуйте.