Earth curvature of space2 curvature of space1
Банк задач

Одаренные дети

Вход на сайт
Регистрация
Забыли пароль?
Статистика решений
Тип решенияКол-во
подробное решение60032
краткое решение7560
указания как решать1341
ответ (символьный)4704
ответ (численный)2335
нет ответа/решения3772
ВСЕГО79744
ФизМат БАНК / Статьи по физике / Одаренные дети

БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ОДАРЕННЫМ ДЕТЯМ

Таланты создать нельзя, но можно создать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты.
Нейгауз

Возрастное развитие школьников происходит путем последовательных переходов от одной его ступеньки к качественно другой. В процессе возрастного развития важно обнаружить те или иные способности ученика.

Рис. 1.

Эти качества, выявляющие способных учеников, являются возрастными и в какой-то мере временными. Их нужно вовремя и в полной мере использовать для подъема развития способностей. Способный ученик все схватывает «на лету», ему одинаково легко дается что математика, что литература. Способных детей много, одаренных же - единицы. Нельзя нам, педагогам, упускать раннее проявление одаренности. Нужно помнить, что одаренность ребенка не исчезает при переходе к новому возрасту.

Одаренных подростков на фоне ярко выраженных черт их возраста отличают такие качества:

1) самостоятельность;
2) склонность к самообразованию;
3) избирательность в занятиях.

Тем не менее надо помнить, что выражение «одаренные дети» весьма условно, потому что рано проявившиеся у ребенка способности могут не получить ожидаемого результата, остаться нереализованными. А у других детей выдающиеся способности могут обнаружиться позднее. Пример тому Альберт Эйнштейн, который являлся ярким примером «антивундеркиндного» типа, так как начал поздно говорить, в школе был далеко не из лучших, считался «тугодумом». Поэтому от педагога и психолога требуется понимание одаренных учащихся, умение найти удачный индивидуальный подход к ним, который способствовал бы раскрытию дарований.

Приведу случай раннего проявления лингвистических способностей у ребенка. Мальчику не полных семь лет. Отвечает на вопросы так, как не каждый взрослый смог бы ответить.

Вопрос: Что такое книга?
Ответ: Ум, которым пользуется человек, когда захочет.
Вопрос: Чем отличается ученик от учителя?
Ответ: У учителя ум в голове. А у ученика — в учебнике.
Вопрос: Кто такой человек?
Ответ: Радость другого человека.
Вопрос: Что такое поколение?
Отве: Люди из жизни в жизнь.
Вопрос: Что такое горе?
Ответ: То, что нельзя исправить.

Анализ структуры физических и математических способностей дает возможность выделить их основные компонента:

I. Гибкость мыслительных процессов.
II. Легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей.
III. Широка и легкость обобщений.
IV. Избирательность памяти на физические и математические формулы.
V. Высокий уровень и глубина анализа физического материала.

Одаренные дети легко обобщают методы решения, принципы подхода к решению задач, что позволяет им эффективно решать нестандартные физические задачи. Для таких детей характерно стремление к наиболее рациональным решениям задач, поиски наиболее ясного, кратчайшего и изящного пути к цели. Это своеобразная экономия мысли. При решении трудной задачи одаренными учениками, пробы часто являются не столько непосредственными попытками решить задачу, сколько средством всестороннего исследования, то есть извлечение из каждой новой пробы дополнительной информации.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ОТЛИЧАЮЩИЕ ОДАРЕННЫХ УЧЕНИКОВ

Одаренные дети активны и всегда чем-то заняты. Они стремятся самостоятельно работать больше других эти дети настойчиво следуют поставленным перед ними целям. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительной информации.

Они хотят учиться и добиться настоящих успехов. Учеба доставляет им удовлетворение, и они приобретают знания, не воспринимая занятие как насилие над собой.

Благодаря умениям, они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью.

Они умеют критически рассматривать окружающую их действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений.

Они не довольствуются поверхностными объяснениями.

Они задают множество вопросов и заинтересованы в удовлетворительном ответе на них, исследования вызывают у них интерес.

В сравнении со своими сверстниками одаренные дети умеют раскрывать отношения между явлениями и сущностью, абстрактно думать, модулировать? логическими операциями, систематизировать, классифицировать, обобщать.

Многие из них ставят перед собой задачи, выполнение которых потребует много времени. Эти задачи направлены на применение способностей этих детей в их будущей профессиональной деятельности, на достижение выдающихся результатов, на творческую реализацию их дарований.

Рис. 2.

Как же можно распознать способных?

Как же работать с детьми, имеющими потенциальные признаки одаренности?
Для одаренных детей особенно важны условия обучения и воспитания. Если условия не способствуют раскрытию и реализации скрытых возможностей, то у детей могут возникнуть признаки тревожности и нервозности. Для того чтобы ученик смог реализовать свои творческие способности, необходимо:

1) изменить внутренний настрой по отношению к этим детям;
2) создать для них благоприятную атмосферу;
3) позволять детям чаще высказывать свои творческие идеи;
4) создавать ситуации ожидания «выдающихся успехов»;
5) давать задания творческого характера и оценивать только успех;
6) формировать высокую самооценку для стимулирования его к деятельности;
7) переносить оценочный взгляд с самого ученика на дело, открытие, которое им сделано.

Таким образом, наиболее правильная форма воспитания одаренных детей — обращаться с ними как с таковыми и в то же время усиливать в них стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений. Необходимо, чтобы воспитание и обучение оживляло и поддерживало чувство самостоятельности.

Выявить одаренных детей, содействовать развитию их способностей, нравственного и духовного потенциала, творческой индивидуальности - важнейшая задача, на решении которой базируется формирование интеллектуальной элиты общества. Поэтому необходимо интенсифицировать работу с одаренными учениками в условиях общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ОЛИМПИЙСКИМ РЕЗЕРВОМ ПО ФИЗИКЕ

Любой учитель физики, исходя из своих потенциальных возможностей учащихся, которых он обучает, составляет программу работы с олимпийским резервом.
Цель программы исследовательской работы по физике с одаренными детьми заключается в следующем: построить обучение так, чтобы максимально развить заложенные природой способности ученика к определенным видам деятельности, так как какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения и вне деятельности они развиваться не могут. Конкретные задачи, стоящие перед учителем физики:

1) включить учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую;
2) выработать гибкие умения переносить знания и навыки на новые формы учебной работы;
3) развить сообразительность и быстроту реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью.

Исходными принципами в реализации данных задач являются:

1) к творчеству ученика надо подводить постепенно, основываясь на уже имеющихся у него знаниях по физике и математике. Задания, не связанные с имеющимися знаниями, не только бесполезны, но и вредны, так как могут вызвать стресс, внести разлад в уже полученные знания и навыки и создать хаос в уже имеющихся, но не закрепленных;
2) строгий отбор учебного материала по физике, так как всякая другая информация, не имеющая прямого или косвенного отношения к четко постановленной конечной цели, отодвигает ее достижение;
3) многократность повторения. Причем, новые задачи физики преподносятся с опорой на уже усвоенные, чтобы не снизить интерес к знаниям и стимулировать творческую работу ученика;
4) разностороннее развитие ученика, то есть разносторонняя отработка навыков, приемов решения задач от анализа к синтезу и от синтеза к анализу; 5) формирование устойчивого интереса к физике. Чтобы поддерживать интерес и развивать ученика творчески, надо менять виды работы, переходить от задач аналитических к задачам экспериментальным, от качественных к расчетным, ставить проблемные вопросы и решать их;
6) обучение грамотному выполнению работ по физике. Грамота - это прежде всего правила, принципы, способы и приемы
7) решения задач. Вооружать ученика рациональными способами деятельности при решении физических задач, освобождая его от длительного пути проб и ошибок;
8) индивидуальный подход, так как каждый ученик имеет свой багаж знаний, свой уровень умственного развития, обладая своими способностями и психическими качествами.
9) Исходя из поставленных методических задач и опираясь на исходные принципы, можно добиться реальных успехов в работе с одаренными детьми.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДЕ

Широкое распространение и массовость олимпиад имеют важное значение - они способствуют повышению активного интереса к естественным наукам со стороны учащихся гимназий и лицеев. Именно этим объясняется быстрое развитие олимпиадного движения.

Олимпиадные задачи по физике требуют от учащихся: - во-первых, глубоких знаний основных физических законов;
- во-вторых, абстрактного и логического мышления;
- в-третьих, физической интуиции;
- в-четвертых, совершенства математических умений.

Разумеется, общего рецепта для решения задач нет, но придерживаться какой-либо схемы желательно.

Считаю полезной следующую схему (алгоритм):
1) установить в общих чертах условия задачи, то есть представить ее;
2) сделать краткую запись условия, выделить известные физические величины;
3) сделать чертеж, рисунок, схему, поясняющие процесс, отраженный в задаче;
4) написать уравнение либо систему уравнений, отражающие происходящий процесс;
5) если равенства векторные, то им сопоставить скалярные равенства;
6) используя условия задачи и чертеж, преобразовать исходные равенства так, чтобы в конечном виде в них входили лишь упомянутые в условиях задачи величины и табличные данные;
7) в случае необходимости исследовать полученное решение;
8) все величины перевести в одну систему единиц «Си»;
9) произвести вычисления или оставить в качестве ответа искомое уравнение, полученное при решении задачи в общем виде.

Одна и та же задача иногда может иметь несколько способов решения.
Иногда в задаче при ее решении пренебрегают теми или иными физическими величинами: силой трения, силой сопротивления, атмосферным давлением, силой поверхностного натяжения, /вязкостью жидкости и т.д. Тогда задача получает оценочный характер, так как в ней не все учтено.

Приступая к решению задач, необходимо:
- во-первых, проанализировать ее и придерживаться указанной выше примерной схемы решения;
- во-вторых, не надо пытаться сразу детализировать задачу, задаваться вопросами, что делать с теми или иными данными задачи или откуда взять недостающие;
- в-третьих, надо правильно выбрать исходное равенство или их систему.

Если в процессе, описываемом в задаче, действуют переменные силы, то разумно исходить из законов сохранения и превращения энергии.

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ОЛИМПИАД

Развитие науки и техники требует подготовки высококвалифицированных специалистов в области естественных и технических наук. Реализация этой задачи невозможна без существенного повышения уровня преподавания физики, усиления индивидуального подхода, раннего выявления и развития творческих способностей будущих специалистов.

При этом важную роль играют физические олимпиады для учащихся школ-гимназий и лицеев.
Физические олимпиады проводятся ежегодно в несколько этапов.
Каждый этап может проводиться в один или несколько туров. Обычно это теоретический и экспериментальный туры.
Школьные олимпиады обычно носят тренировочный, подготовительный характер. В них могут участвовать все желающие. На городских и районных олимпиадах принимают участие учащиеся школ города или района, показавшие отличные знания на школьной олимпиаде.

Рис. 3.

В областной олимпиаде принимают участие только те ученики, которые заняли I и II места на городских и районных олимпиадах.
Из победителей областных олимпиад формируется команда для участия в республиканской олимпиаде.
Победители республиканской олимпиады имеют право принять участие в международных олимпиадах.
Рекомендуется теоретический тур III и IV этапов проводить по единым условиям, подготовленным Центральным оргкомитетом.
Центральный оргкомитет формирует жюри на период проведения республиканской олимпиады.
Для работы в жюри могут привлекаться члены оргкомитета по составлению олимпиадных задач, научная и педагогическая общественность города-организатора заключительного этапа, а также ученые и преподаватели других областей.
Обычно республиканская олимпиада проводится в одном из городов или научных центров страны.
По результатам заключительного этапа может формироваться команда для участия в международной олимпиаде по физике.

ПОДГОТОВКА ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

Подготовка к олимпиадам любого этапа начинается с подбора задач.
Олимпиадные задачи требуют от учащихся ясного понимания основных физических законов, подлинного творческого умения применять эти законы для объяснения физических явлений, развитого ассоциативного мышления, а также сообразительности.
В теоретический тур олимпиады по физике любого этапа обычно принято включать пять задач различной трудности, как расчетные, так и качественные.
Уровень сложности задач нарастает, начиная с простейших задач школьного и районного этапа, решение которых требует лишь уверенного владения основными законами и понятиями физики, и кончая довольно трудными задачами отборочного этапа на областных олимпиадах. Еще одна закономерность подготовки олимпиадных задач заключается в следующем: чем раньше тот или иной раздел физики изучался в школе, тем больше число задач этого раздела включается в олимпиадный тур.
При формировании команды на республиканскую олимпиаду учитывается высокий интеллект и исследовательский подход к решению задач. Некоторые задачи отборочного этапа представляют собой некое «украшение» олимпиады, так как представляет собой небольшое научное исследование.

Экспериментальные задачи второго тура любого этапа олимпиады обычно делят на три типа:
- измерение какого-либо параметра тела;
- определение некоторой зависимости физических величин;
- определение электрической, оптической или кинематической схемы «черного ящика».

При выполнении экспериментальных заданий учащиеся получают новые результаты. Ученик должен провести анализ, оценить точность результатов эксперимента. Как правило, экспериментальные задания соответствуют оборудованию, которое имеется в типовых физических кабинетах школ.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОЛИМПИАД

Обычно любая теоретическая задача или экспериментальное задание имеет несколько способов решения.
Особую ценность представляют задания, которые были посильны каждому ученику и в то же время содержали элементы, которые могли быть замечены лишь самыми эрудированными учениками.
При оценке работ учащихся жюри учитывает качество выполнения заданий, оригинальность подхода к решению той или иной задачи.
Участникам олимпиады на любом этапе предоставляется возможность оспорить правильность проверки работы, обсудить свое решение с членами жюри.
Анализ ошибок всегда поучителен. И хотя ученик уже прошел соответствующий курс физики, помнит основные соотношения, может дать формулировку того или иного закона, знает систему единиц, - но хорошо справляется с олимпиадным заданием обычно тот ученик, у которого хорошо развито как логическое, так и абстрактное мышление. При разборе ошибок заостряется внимание на самых различных сторонах рассматриваемой проблемы, выявляются тонкости, развивается более глубокое понимание задачи. Однако анализ ошибок всегда труден. Ведь правильный ответ может быть один, а ошибаться можно по-разному. В принципе нельзя предугадать всех возможных неправильных ответов, ошибок, недочетов в той или иной задаче.
Анализ показывает, что ошибки, допускаемые участниками олимпиад, могут иметь как объективный, так и субъективный характер.

Типичные ошибки, которые обычно допускаются учащимися:
1) не совсем точно построен чертеж задачи;
2) не учтены все силы, действующие на тело или систему тел;
3) неверно составлены уравнение или система уравнений, описывающие тот или иной процесс, рассматриваемый в задаче.

Но обычно после проведения олимпиады школьной, городской, районной и т.д. проводятся для учащихся «прорешивания» с анализом и указанием на допущенные ошибки. При этом заостряется внимание учащихся на «грубых ошибках», допущенных в той или иной задаче, а также рассматриваются недочеты при их решении.

Победители олимпиады награждаются дипломами I, II и III степени, похвальными листами, грамотами, ценными подарками, специальными призами.
Призы присуждают:
а) за лучший способ решения той или иной задачи;
б) самому молодому участнику и т.п.
Все участники республиканских олимпиад получают памятные значки, а призёры - медали, а также бесконкурсное право поступления в вуз.

Рейтинг: 
 (голосов: 2)

Комментарии отсутствуют
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям